Экскурсии об искусстве древних жителей Сибири и Дальнего востока проходят в музее Института археологии и этнографии СОРАН согласно расписанию.
Одна из первых экскурсий этого 2025 юбилейного года Пакта Рериха и Знамени Мира состоялась 8 января.
Фотографии с экскурсии с подписями в их названиях находятся в яндекс-папке по данной ссылке.
Валентина Петровна Васильева,
экскурсовод отдела музейных практик и технологий
О функции искусства.
Одна из задач искусства – религиозная, духовная. Например, ритуальные предметы использовались в обрядах; изготавливались разные амулеты обереги, в том числе и украшения. Украшение себя являлось когда-то оберегом.
Ну и, конечно, вторая функция искусства была социальная. Это показатель статуса данного человека, племени. Показывали статус и оберегали человека в древности его украшения. И вот в этой витрине вы как раз можете увидеть украшения из Денисовой пещеры.
Это древнейшие обнаруженные сегодня в Евразии украшения. Им от 50 до 30 тысяч лет. Здесь вы можете увидеть украшения из костей и зубов животных, из камня.
Интересно, здесь под 11 номером украшения, они не из кости, они из скорлупы яиц страуса, который не обитал на территории Алтаря никогда. Это привозной материал, вот как раз-таки украшение из привозного материала наверняка показывает статус владельца. Рядовой человек, который вряд ли мог носить такое или вот такую фигурку, например. Есть здесь и фигурка, изображающая предположительно пещерного льва. Вот на картинке внизу как раз мы попытались показать, что это пещерный лев. Головы нет у этой фигурки. Скорее всего, это как раз культовое изображение, возможно, оберег для человека, который носил эту фигурку при себе.
Кстати, на этой фигурке вырезаны полоски, и ученые даже нашли частички краски из этих полосок. Она была когда-то раскрашена. Краску они делали из минеральных красителей. Вот, например, у нас показана охра. Ее растирали, и получалась красная порошковая краска.
На фотографиях у нас изображены различные фигурки, которые изображают, духов, богов, прародителей определенного племени рода. Вот такие женские фигурки в Приангарьи были обнаружены.
Оригиналы из бивня мамонта, но эти, конечно, не из бивня мамонта, из костей крупных животных размером один в один.
Мы видим женские фигурки. Это отражение культа прародительниц, предков прародительниц. Вообще эпоха каменного века, это эпоха еще материнского рода, когда жизнью племени, организацией жизни племени занималась женщина-старейшина, а не мужчина.
В палеолите по искусству рассказ короткий, потому что здесь его еще мало, но мы его нашли.
Перейдем в новый зал, где образцов искусства больше.
В эпоху неолита (“новый каменный век”, 13 тысяч лет назад он начинается на территории Сибири), в это время видно, что в разных регионах появляются уже различия в культуре. И соответственно, у искусства появляется еще одна функция, социальная: это показатель принадлежности человека к определенной культуре, к определенному сообществу.
Чем неолит отличается от века каменного, старого? Тем, что в это время появляется керамика. Здесь вы уже можете увидеть керамические сосуды. И керамические сосуды тоже можно назвать своеобразными образцами искусства, потому что практически сразу человек начинает покрывать их орнаментом.
Гончарные изделия делались еще без гончарного круга, то есть стенки вылеплялись вручную, колбасками, ленточками. При этом получалось вот так ровненько.
Зачем человек начинает покрывать узорами горшочки, в которых он держит продукты? Горшок, он сам по себе символ, символ благополучия: он содержит пищу, продукты. Можно сделать запасы. Поэтому продукты эти нужно защищать, нужно привлекать себе новые продукты, что и делалось через защитное изображение и орнаменты. Наносили орнаменты люди в древности палочками, веревками и вот такими специальными штампиками, которые мы здесь тоже показали.
В эпоху неолита появляются стационарные святилища – постоянные места для проведения обрядов. В это время человек становится более оседлым. Иногда археологам удаётся остатки этих святилищ находить. Здесь вы можете, например, увидеть фотографии с раскопок неолитического святилища в Венгеровском районе, которое использовалось примерно 7-8 тысяч лет назад местным жителям. Вот оно на фотографии.
У него есть ров, была какая-то конструкция, которая его окружала. И внутри, на территории святилища, в ямке были подношения для духов закопанные. И вот здесь вы видите самое большое из этих подношений. Два предмета из подношения мы видим. Это скульптурки. Одно из них изображает лося. Лось очень почитаемое животное. И вот такая фигура птицы также там была обнаружена. (На самом деле, это предмет бытовой, это нож для обработки шкур. Когда уже шкуру содрали, под шкурой остается жир, его нужно собрать). Птица предположительно изображает лебедя. Почему так предположили наши археологи? Потому что там очень много костей лебяжьих на святилище было обнаружено.
Здесь же можно увидеть украшения. Конечно, человек продолжает себя украшать. Украшения из кости, из зубов животных.
И даже есть уже здесь украшения из моллюсков, из раковин моллюсков. Конечно, их могли делать и раньше, но, в палеолите просто они не доходят до нас.
Кстати, украшения из раковин моллюсков помогают археологам понять, например, какие контакты были у жителей определенного региона. Есть их раковин привозных, и их периодически находят. Можно определить, откуда этот моллюск происходил, и так понять, с кем они общались.
Есть даже в этом зале у нас вот такие бусы, у которых часть бусин сделана уже из стеклянной пасты. Уже в неолите человек постепенно начинает осваивать производство стекла.
Браслеты.
Фигурки, которые обнаружены в погребениях служителей культов. Уже в это время, как раз, начинает складываться эта категория людей. Фигурки изображают либо почитаемых духов, либо предков и правителей этого шамана.
Вот это лоси маленькие. Здесь же представлены и вот такие украшения из бивней кабана, которые отражают интересный процесс. Кабан в более молодых культурах, в более поздних, совершенно точно известно, был символически связан с мужской доблестью, с военной доблестью, с охотничьей. И появление в позднем неолите украшений из клыков кабана как раз-таки может показывать процессы постепенного развития военного дела и смещения почитания материнского начала. Смещения почитания к отцовскому роду. Замещение отцовским родом. Кабаны, конечно, были уже в это время.
В витринах, где представлены предметы из Приамурия, можно увидеть самую древнюю мелкую пластику, обнаруженную на территории России. Это вот такие фигурки, им около 10-11 тысяч лет. Конечно, интерпретация этих фигурок затруднена, мы сегодня не можем точно сказать, кто там изображен. Археологи выдвигают разные версии. Можно даже поиграть: кого вы увидите в этих фигурках? Вот, например, в этой.
Там предположительно даже двойное изображение: если так положить, то это лось. Это голова лося. А если посмотреть так, как мы смотрим? Сравните, посмотрите на соседнюю более позднюю фигурку женщины с высокой прической. Есть предположение, что здесь тоже такое абстрактное изображение женщины с высокой прической присутствует.
Изображения медведей встречаются тоже. На Дальнем Востоке вы их можете видеть. С древности медведь также уже почитаемое животное.
Ещё одно почитаемое животное – тюлень.
Здесь можно увидеть вот такой потрясающий фрагмент сосуда Вознесеновской культуры,
это уже поздний неолит, это примерно третье тысячелетие до нашей эры. Население было монголоидным. Это культовые какие-то сосуды, их фрагменты находят на святилищах, мы видим, какого уже высокого гончарного искусства достигают представители этой культуры. Его разбили специально, скорее всего, во время жертвоприношений.
И обратите внимание, кстати, этот сосуд окрашен красной краской!
Есть здесь и различные глиняные диски и шары, они тоже относятся к Вознесеновской культуре, их довольно много находят на поселениях и на святилищах. Для археологов сегодня до сих пор загадка, каково их предназначение. Это некие культовые атрибуты. Их символически называют “шары-чуринги” или “чурингами”.
Что такое чуринга? В культуре австралийских аборигенов это как бы и музыкальный инструмент, и культовая вещь. Это такая дощечка на веревке, которую раскручивают, она выдаёт жужжащий звук. И считается, что чуринга это ещё и временное вместилище души умершего человека.
Вот есть версия у части археологов, что эти шары и эти диски могли быть своеобразными чурингами в то время. С дисками даже проводили эксперимент, и они действительно выдают такой похожий звук, как чуринги. На самом деле вот такие жужжалки действительно были среди инструментов коренных народов Сибири. Есть они и в национальной чукотской музыке.
Много таких каменных дисков и колец использовалось на святилищах. Скорее всего, это символ Солнца. Солнцу поклонялись совершенно точно. Круги служили солярными символами.
В последней витрине у нас показаны предметы жителей севера Дальнего Востока. Это Чукотская, Магаданская область. Там племена уже с эпохи неолита основой своей хозяйственной деятельности делают морской и зверобойный промысел, что отражено в том числе и в предметах искусства, и в бытовых предметах. Например, активно использовали для изготовления своих вещей кость кита. Из китовой кости застежка, например.
Или, например, вот эта частичка панциря тоже из китовой кости сделана и украшена.
Это гребни, скорее всего они не для волос, а чтобы расчесывать растительные волокна.
Что это? У современных народов этого региона есть похожая вещь. У них есть каяки. И когда холодное время года, и когда ледяная крошка появляется рядом с побережьем моря, они и сейчас обтягивают еще дополнительно защитной шкурой каяк и закрепляют на носу вот похожую штуку. Поэтому есть предположение, что это для закрепления защитных шкур.
Зал бронзового века.
Примерно пять с половиной тысяч лет назад человек научился выплавлять металл. Первый метал, который он массово использовал, была бронза. Первый, потому что она легко выплавляется из медных руд.
У человека идет прогресс во всех областях его жизни. Он лучше теперь может обрабатывать разные материалы, и начинает делать себе украшения и предметы искусства в это время уже из бронзы. Например, здесь мы уже можем даже в культурах ранней бронзы увидеть вот такие бронзовые височные подвески. Это то, что на головной убор подвешивалась для украшения.
Здесь же можно увидеть у Одиновской культуры, которая располагалась в том числе на территории Новосибирской области 5000 лет назад, украшение из очень интересного материала. Только у них находят украшения из такого материала: это обожжённый кап (на корнях нарост). Мы видим мишек из него. Изображения головы медведя. Это ременные пряжки. Это, кстати, самые древние, в принципе, на сегодняшний день обнаруженные ременные пряжки на территории Сибири.
Вот это интересно. Медведь, понятно, священное животное, понятно, что это амулет, который должен был к человеку привлекать качества этого священного животного. И вот эта традиция размещать медведей на ременных пряжках сохранялась и в последующей эпохе: такой народ, как манси, которые сегодня живут на территории Сибири,
до XX века размещал на пряжках изображение медведей! И на их языке, в переводе с их языка, кстати, медведь, он так и называется, застёжечный зверь. Застёжечный.
Наконечник копья из бронзы.
Здесь же мы можем увидеть даже импортные изделия. В эпоху бронзы как раз очень активно развивается обмен даже между дальними территориями. У Одиновской культуры находят такие красивые импортные бусы, которые девочки и женщины очень любили носить. Это привозные, которые сами они делали, им привезли. У одиновцев бусы использовались из Средней Азии, с территории Казахстана еще им привозили по речным транспортным артериям.
Одиновцы — это междуречье Иртыша и Оби. Лесостепь до границы с тайгой. Название древним культурам дают археологи, когда впервые открывают новую, неизвестную культуру.
Ей обычно дается название по местности, где ее нашли.
Хочу вам показать еще одну фигурку Окуневской культуры. Окуневская культура проживала
примерно 4-5 тысяч лет назад на территории современной Хакасии. Вот эти племена оставили после себя очень много образцов искусства. Прежде всего это каменная скульптура, петроглифы. У нас показана вот такая костяная пластина, скорее всего, ее человек носил на костюме. Как вы думаете, кого она изображает? Некоего хищника она изображает. Морда на этой стороне. Вот этот непонятный хищник, у него есть хищная морда, очень часто на Окуневских изображениях встречается. На петроглифах он стоит на четырех ногах, и у него оскаленная морда. Этот персонаж у них встречается на очень многих петроглифах. Скорее всего, это какое-то чудовище из их мифологии. Судя по тому, что она всегда вот в такой позе нападения, то это какое-то злое чудовище должно быть.
Здесь мы показали, как хоронили своих умерших представители Каракольской культуры. Это Горный Алтай тоже, конец 3-го, начало 2-го тысячелетия нашей эры. В могиле обязательно делались вот такие стены из каменных плит. И на эти плиты наносились рисунки, роспись. Здесь вы видите настоящие плиты с рисунками, древние. И обратите внимание, что верования усложняются. Вот если в каменном веке мы видели реалистичные изображения, как они видели вокруг себя, кого животных, людей так представляли себе и богов, то здесь уже появляются какие-то фантастические
персонажи, нереальные. Человек научился мыслить абстрактно. И у каракольцев появляется первая в Сибири немонохромная роспись, не одним цветом, а несколькими цветами, вот как раз с той стороны плита, вы видите, трехцветная. Там использованы белые, красные и черные цвета.

Солнцеголовые. Двухцветное и трехцветное изображения (фрески на стенках могилы не особенно знатного человека)
Вот, кстати, интересно обратили внимание, сосуды с разным дном: есть с заостренным, есть с плоским. По типу дна можно определить, это были оседлые или не оседлые племена.
Оседлые, кто постоянно живут на одном месте, у кого всегда стоят эти сосуды в доме, они сосуды делают с плоским дном, и у них есть большие сосуды.
А вот такие заострённые, они на верёвочках подвешиваются, в доме шесты или крюки, и они, как раз, считаются, признаком более подвижного племени.
Витрина искусства эпохи бронзы.
Здесь мы видим антропоморфные, человекоподобные изображения.
И вот если в неолите больше мы видели изображений женских, то в эпохе бронзы уже изображения только мужские присутствуют. Это как раз время, когда отцовский род окончательно сменил род материнский. Собственно, потому что именно в эпоху бронзы уже активно развивается военное дело, появляется боевое оружие, люди начинают активно воевать между собой. И, видимо, так как мужчины любят это делать больше, чем женщины, они женщин постепенно смещают с ведущих позиций в племени.
Здесь же представлены изображения почитаемых птиц и животных. Хочу обратить ваше внимание на посохи с навершиями в виде птиц. Они относятся к Одиновской культуре, обнаруженной в Новосибирской области. И археологи, даже сразу сами не разобрались, что за птица на этих посохах изображена. Фламинго. Розовые фламинго и сегодня могут во время миграции, перелета, гнездиться на территории Новосибирской области. Видимо, еще с бронзового века люди видели и почитали эту птицу.
На последней витрине у нас очень красивые образцы древнего искусства с памятника “Турист-2”. Это был могильник и древнее поселение. Их обнаружили на территории Новосибирска. Это была спасательная археология, когда строили жилой комплекс «Европейский берег» на берегу Оби. Там было известно, что находятся древние памятники бронзового века. И прежде, чем там проводилась строительство, были проведены раскопки. Вот такие прекрасные образцы искусства были обнаружены.

Источник: Википедия на английском языке, https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Okunev_period_figurine,_Novosibirsk_Tourist-2_archaeological_site.jpg
Очень интересная фигурка вот эта. Ее очень плохо видно, потому что она темная, я покажу ее прорисовку. Обратите внимание на её стиль. Вот этот стиль использовался практически всеми культурами лесостепи Западной Сибири в бронзовом веке. То есть мы видим, что уже единый какой-то художественный стиль вырабатывается на территории.
Она изображает трех антропоморфов неких, один – лицом к нам, два – смотрят вбок. А внизу, видите, руки крайних персонажей, их как будто кусают-пожирают хищные рыбы.
Вот как ученые это изображение поясняют? Скорее всего, здесь показана модель мира.
Во-первых, как вертикальная модель мира.
Обратите внимание на головы этих персонажей. Вот эти лучи, они могут обозначать то, что это солнечные божества, небесные. И в этой схеме мир небесный показан. Центр (туловище) может относиться к среднему, обыденному нашему земному миру.
Из этнографии мы знаем, что у коренных народов в Сибири туловище символически делилось: голова и то, что выше пояса — это верхний мир; туловище – это средний, а что ниже — нижние миры. При этом хищники, хищные птицы, рыбы, животные, они, как правило, в древних культурах растворяли мир нижний, темный и, соответственно, внизу он в этом изображении и расположен (хищные рыбы поглощают нижнюю часть божества).
Есть еще версия, что, может быть, здесь отражено и горизонтальное деление мира. Это (вертикальная центральная линия симметрии) – это центр мира, а это (слева и справа) – противоположные полюса, либо юг-север, либо запад-восток. Дуальный образ.
Этот символический “крест” – это изобретение Сибиряков за много лет до Рождества Христова…
В этом зале железный век (с 1200 г. до н. э. до 340 г. н.).
Начинается Железный век.
Прежде всего, хочется рассказать о скифо-сибирском зверином стиле, потому что это время, когда ведущими, можно сказать, культурами на территории Сибири были представители скифского мира. В первой половине зала у нас представлена Пазарыкская культура горного Алтая, скифская. И вот все культуры скифского мира как раз объединяет использование общего стиля в искусстве, это называется Сибирский звериный стиль.
Здесь вы можете увидеть украшение конской упряжи в этом стиле. Я могу даже дать подержать, ближе рассмотреть копию одного такого украшения. Эта фигурка у нас керамическая, оригиналы сделаны из дерева.
Вот эти фигурки изображают грифов и грифонов. В Пазырыкской культуре это самый популярный символ, чаще всего он встречается. Благодаря тому, что это так часто у пазырыкцев этот символ встречается,
ученым это дало повод соотнести их с племенами, которые Геродот, древнегреческий историк, в своих работах называет «стерегущие золото скифы». То есть, у нас, как выяснилось, даже есть письменный источник об этих племенах (пазырыкских).
Но другое дело, что Геродот сам тут никогда не был, он слышал только мифы и легенды, которые купцы привозили, и, конечно, там очень много мифологического описания.
Прообраз грифонов – это гриф и лев. Скорее всего это привезенный образ грифов. Предки алтайцев пришли из Передней Азии, а там грифы были. Возможно, образ был привезен с собой.
Здесь также вы можете увидеть различные пазырыкские украшения. Это украшения головных уборов и причесок. Обязательно на головных уборах, на украшениях причесок вверху изображались птицы. Не конкретные, а просто некая птица. Они же всегда имеются всегда и на мужских шапках, и на женских прическах. Ниже изображение какого-то попутного земного животного.
Мы не знаем сегодня точно, что означают символы степо-сибирского звериного стиля. Конечно, они передавали и верования, и, наверняка, социальный статус человека, могли быть политическими символами.
По версиям, выдвинутыми нашими археологами, такое размещение животных – вверху птица, внизу земное животное – говорит о том, что, скорее всего, это, некая модель Вселенной отражалась в головных уборах и прическах. Небесный и земной мир. Есть версия, что гривны на шее также входили в эту схему.

вверху головных уборов клювики птиц или целые головы птиц. Удлиненный в центре – чехол для прически Пазырыкской принцессы.
На пазырыкских гривнах очень часто изображались хищные звери. Поэтому есть версия, что гривна – это дополнение к этим изображениям на голове, она изображала еще и нижний мир.
Часто у пазырыкцев встречаются изображения петухов. Вы здесь их можете видеть. Петух, скорее всего, символически был связан с солнцем, как и у других культур, так как он возвещает о рассвете.
На диадеме изображена сцена терзания, тоже очень популярная в Скифо-Сибирском зверином стиле сцена. Двух оленей по краям терзают барсы-хищники.
Что могла означать сцена терзания в этих культурах? Есть версия, что она могла символизировать весеннее возрождение, когда природа умирает, терзаемая барсами, и каждый год обязательно возрождается. Обратите внимание на рога оленей, они похожи на ветви деревьев, то есть и растительные образы присутствуют.

Симметричная композиция на дуге (диадеме). На ней тонкой резьбы изображения двух оленей (по центру), на которых нападают хищники (по краям). Символизм Скифо-сибирского звериного стиля
Еще есть версия, что сцена с терзанием может отображать вечернее умирание Солнца. Есть версия, что копытные животные могли быть символически связаны с Солнцем. Солнце в образе оленя или коня совершает путь по небу, и вечером его терзают представители Нижнего мира, хищники. Солнце умирает, наступает ночь, а утром оно возрождается и снова свой путь по небу совершает.
(От составителя: не прозвучала информация о символизме грифонов на концах одной и той же гривны (шейного украшения), пожирающих друг друга).
Самое уникальное, что удалось найти по пазырыкской культуре: скифо-сибирский звериный стиль использовался ими еще и в татуировке.
Это саркофаг, такой как для египетских фараонов.
Это простой воин, алтайский парень. Он единственный сохранился на две с половиной тысячи лет. У него сохранилась кожа, а на коже сохранилась татуировка на плече. Рисунок татуировки вынесен на стенд.
Почему сохранилась кожа?
Пазырыкцы действительно бальзамировали тела своих умерших, но, конечно, в условиях Алтая столько времени мумии сохраняться не могут. Просто часть их погребений была обнаружена очень высоко в горах, на плато Укок, где промерзает земля, и там, внутри кургана, внутри погребальной камеры, образовались ледяные “линзы”. И во льду сохранились девять мумифицированных тел.
Почему у него тут подушечка?
Своих умерших хоронили в позе спящего. Как будто человек в этом мире уснул, у него лежала подушечка. И, видимо, они думают, что он проснется и уже в другом мире будет жить.
Из девяти обнаруженных мумий, татуировки есть у пятерых. И ещё одна загадка, которую нам оставила Пазырыкская культура: что же давало право носить эти татуировки. Потому что они есть и у рядовых
и у знатных, и у мужчин и женщин.
Волосы у него настоящие. Это мужчина, но с такими длинными волосами. У них мужчины носили длинные волосы, и заплетали их в косы. Это молодой по нашим меркам человек, ему 22 года. Но по меркам своего времени он зрелый, не старый и не молодой.
А какая тематика татуировок? Копытные животные, как у него, как раз такие копытные животные. Иногда встречаются хищники.
Единственное, что можно сказать по статусу: чем выше статус, тем больше татуировок на теле.
Эти странные шляпы на голове никогда не находили, вероятно, это чехлы для волос.
Еще одни представители Скифо-Сибирского мира – тагарцы. Также можно увидеть их украшения в зверином стиле.
А это своеобразное произведение искусства. У тагарцев на поздних этапах существования культуры был необычный погребальный обряд: когда у них умирал человек, они тоже хотели сохранить, видимо, его облик. Если пазырыкцы делали мумии, мумифицировали, то вот эти племена делали по-другому. Они убирали с костей человека все остальное, оставляли только скелет, а затем из этого скелета они делали погребальную куклу. Заматывали его кости травой, сверху делали тело из шкуры животных, а на черепе из глины лепили вот такую маску с лицом, и маски красиво раскрашивались.
Чаще всего находят, конечно, только частично сохранившиеся маски.
Но нашлась возможность по черепу восстановить облик этого человека. И выяснилось, что нет сходства с маской реального облика. Видимо, это было не важно, а важнее была раскраска. Она могла передавать информацию об этом человеке. Вот эта цельная маска.
С ней, кстати, совсем интересная история. Её нашли очень давно, ещё в 67-м году. Но думали, что всё с ней понятно. Примерно 10 лет назад в институте ядерной физики сделали специальную рентгеновскую установку, через которую можно просвечивать археологические находки. И первой просветили вот эту маску. И неожиданно оказалось, что там не человеческий череп, а там череп барана. И это пока единственный такой случай, встреченный в тагарской культуре. В остальных – череп человека. А почему тут череп барана, нам остаётся сегодня только гадать, что там такое произошло.
Хочу обратить ваше внимание, как влияли представители скифского мира на культуры других жителей Сибири. Распространенные у жителей Сибири того времени
нашивки на одежду, изображающие птиц. Украшение пазырыкское похоже на эти нашивки. Что-то это значит. Такие украшения скифских культур встречаются у таёжных жителей. Они продавали их таёжникам, обменивали, возможно, на пушнину. И, вероятно, со временем они у них видоизменялись и уже становились местными символами.
Меч из бронзы. Меч, кстати, тоже сделан по образцу, по форме меча скифского. Но на него уже нанесены таёжные символы: голова медведя и животное. Внизу здесь показаны фигурки еще одного почитаемого животного. И вот здесь как раз художник прямо таки стилизовал, я бы сказала, вот так он это увидел.
Предлагаю людям догадаться, что же это за почитаемый зверь такой. Это зверь, почитаемый таёжными народами Сибири ещё и в 20 веке. Это зверь православный. Бобёр! Бобры священные. Бобр, он же практически как человек строит дома, такой необычный зверь. А ещё он живёт в трёх мирах, как Манси считали: и под водой, и под землёй, и на земле. Поэтому мы поклоняемся ему.
Международная торговля древней Сибири в железном веке:
Вот в это время уже международная торговля развита хорошо, поэтому здесь можно обнаружить предметы издалека, импортные. Вот это зеркало, например, из Ирана приехало в Сибирь когда-то. А гусики очень красивые рядом приехали сюда скорее всего из Египта. Через Алтай шло по кругу торгового пути как раз, и потом в селитуре Алтая и дальше еще подъехали.
Юрский клад. Этот клад был оставлен, скорее всего, тогарцами на территории Хакассии примерно 2000 лет назад. В него входили различные бронзовые предметы, изделия.
И вот как раз по этим бронзам можно увидеть, как меняется культура жителей юго-западной Сибири, когда сюда приходят и завоевывают их войска. Например, дракона привозят сюда, другие новые образы, которые раньше сибиряки не использовали, в принципе, даже не знали.
Например, вот на этих пряжках изображен фантастический зверь дракон! Затем горных козлов.
Средние века и до нашей эры
Предметов искусства вы можете увидеть множество. Из нового показан Дальний Восток, мы можем увидеть образцы буддийского искусства в четвертом веке.
В четвертом веке территории Дальнего Востока, российского в том числе, завоевывают племена махе, которые из Маньчжурии туда приходят, мах’э. Они основывают первое государство Бахай, и вот к ним первым проникает буддизм, они начинают исповедовать буддизм. Здесь вы можете увидеть украшения буддийских средневековых храмов. Одно из украшений изображает Чивээ, это один из персонажей буддизма. Чаще всего его называют драконом, но на самом деле Чивээ это смесь животных: крокодил, слон и кто-то еще присутствует.
Здесь же можно увидеть фигурки драгоценных советников. Драгоценный советник – это тоже один из персонажей буддизма. В буддизме есть такое понятие «идеальный мировой правитель», и есть перечень, кто входит в свиту идеального мирового правителя, в том числе и драгоценный советник входит в эту свиту.
При захоронении хозяина его оружие, коня также хоронили, чтобы он мог этим и дальше пользоваться в загробном мире. Вот эти наконечники копий обломаны, они специально испорчены. И в более раннее время, и в средние века у коренных народов в Сибири у многих была такая традиция, когда с мёртвым человеком оставляли вещи, которые он с собой заберёт в загробный мир, то их нужно было обязательно повредить. Почему?
Потому что считалось, что в загробном мире всё наоборот. Если туда попадёт целая вещь, она там испортится, она будет там сломанная. Если оставить вещь сломанную, она там наоборот станет целая. Потому что человек, который туда попадает, тоже как бы сломан технически, правильно? А человек не сломанный, живой, туда еще попасть не может.
Поэтому, когда человек сломанный туда попадет, он там станет живым. И будет пользоваться целыми вещами. Очень разумные люди.
Здесь мы показали, как древние тюрки, которые жили в Средние века на юге Западной Сибири, хоронили своих умерших. У них обязательно с человеком оставляли еще коней.
В заключении любимый экспонат в этом зале.
Здесь у нас показаны серебряные изделия. Древние люди со средних веков покупали серебряные вещи, и привозили сюда. Найдены были в Сибири. Такие драгоценности приподносились богам, духам, использовали в обрядах.
Когда к ним эти привозные изделия попадали, местные шаманы начинали все эти изображения объяснять по-своему, приспосабливать к своим персонажам мифов.
И интересно, что если шаману казалось, что на привозном изображении чего-то еще не хватает для сюжета, он вот дорисовывает. И вот у нас есть такая замечательная бляшка, где местному шаману показалось, что не хватает там бобра. И он смело дорисовал сам там священного бобра, рядом с азиатским южным тигром.
Владимир Ильич Ленин писал: «Ленский расстрел явился поводом к переходу революционного настроения масс в революционный подъем масс». Статья о расстреле…