Древнее искусство Сибири и Дальнего Востока

Прирастать будет Сибирью…
М.М.Лаврентьев

8 января 2025 года Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока (Золотодолинская, 4) провел тематическую экскурсию по экспозиции музея «Искусство в древности». Валентина Петровна Васильева, экскурсовод отдела музейных практик и технологий.

Валентина Петровна Васильева, экскурсовод отдела музейных практик и технологий.

После экскурсии прошел мастер-класс «Покровители древних всадников» по изготовлению войлочной аппликации в стилистике пазырыкской археологической культуры Ксении Анатольевны Борзых.

  1. Каменный век
  2. Неолит (гончарное мастерство)
  3. Бронзовый век. Новосибирский Крест
  4. Железо

7000 лет до рождества Христова. Бронза (бронзовый век):


Еще одно древнейшее обитаемое место Сибири – крупный культурный центр в эпоху раннего железного века  на плато Укок (охватывает период с VII века до н. э. по IV век н. э.).

 

На плато Укок найдены несколько уцелевших мумий. Татуировки тела массово применялись в их культуре, однако загадкой остается, что из 9 похороненных, татуировки были у 5-ых, и знатных, и простых, людей. У кого-то татуировок не оказалось.

Воин-скиф в Сибири. Волосы светлые, черты лица удлиненные. Волосы, заплетенные в косы для удобства, сохранились, и косы тоже. Мумия, бальзамированному воину на момент смерти было около 25 лет от роду, и для древних людей это был уже солидный возраст. На плече воина сохранилась татуировка с изображением фантастического копытного животного.

“Укокская принцесса” – знатная дама. Умерла 2250 лет назад, по оценкам ученых:

Ученые воссоздали облик «принцессы Укока». Для этого использовались современные технологии 3D-моделирования. Работа ученых была представлена сегодня в Национальном музее Республики Алтай. (https://vk.com/wall-170814203_259)


Далее Тагарская культура:

 

Стенд с искусством народов ханты и манси:

Образы совы и образы “молящегося медведя”. Обычно такая поза – лапами в стороны, пальцами вниз и со склоненной мордой – для медведей не характерна. Это “мишка в священной позе”.

 

Именно в этой позе изображают северные народы медведя – “молящийся медведь”. Этот образ медведя по всей Западной Сибири: и в Тюмени, в Томске и в Новосибирской области.

Также интересно поклонение бобрам. Это животные дружно трудящиеся, и им подвластны все три мира: и мир подземный (они живут в норах), и мир средний (в воде строят хатки, и мир верхний (гуляют по суше). Ниже на фото бронзовые головки бобров!!! Они в большом количестве находятся среди поселений ханты и манси:

Бобр – это одно из главных тотеменых животных древних обских угров – это территория Новосибирской области.


Символ “Солнцеголовый” распространен в Сибири с бронзового века. Этим символом украшена в том числе могила обычного не знатного человека времен неолита. В средние века этот символ уже отливался из металла:

На территории Сибири одновременно существовали искусные мастера и те, кто только осваивали прорывные технологии. Также встречаются “импортные” предметы искусства, например, из Азии, серебряная бляха с изображением тигра. На ней местный угорский шаман добавил изображение бобра чеканкой, чтобы приспособить ее к местным канонам веры и поклонения.

 


Кто проживал в Сибири в средние века? Семейские русские – это были первые переселенцы в Сибирь. Они уходили от реформ веры, оставались старообрядцами, хранили веру. На фото видим характерную растительную роспись всего дома в одном стиле. Расписывались двери, печь, вся домашняя утварь. Богат рисунок вышивки на одежде.

В средние века в Сибирь и Забайкалье пришли буддисты из Монголии и Тибета:

Забайкалье. 16 – 17 века нашей эры. Надпись на старомонгольском и тибетском языках. “На благо всех живущих на Земле…”

Все, кроме семейских и других пришлых, в то время в Сибири были шаманистами. Это была продвинутая религия. Например, вот бубен. Он тоже с крестом, и крест этот символизирует ведь тоже человека.

На реке Казым в Ханты-мансийском округе стоял острог. Русские брали хисак (подать, налог), но защищали хантов и манси от ненцев. Это было взаимовыгодно. Русские  отливали изделия, на которые выменивали у хантов и манси провиант, пушнину.

Фигурки для украшения, культовые фигурки и даже блесна для ловли рыбы

Другие музеи о культуре Сибири, в частности Алтая – это Музей Анохина на Алтае, Новосибирский краеведческий музей.

Один из главных экспонатов музея – это найденный в Сибири средневековый меч. Это не обычный для средневековой Западной Сибири меч – это каролинский меч.

 

Средневековые народы Сибири обладали уникальными технологиями работы с сырьем со всей окружающей природы. Немного творческого подхода и образ друга-собаки или образ покровителя трех миров -бобра  или образ медведя мог получиться из любого сподручного материала:

Тонкость и изящество работ наших предков вызывают глубокое уважение и восхищение:

 

Составитель Голомолзина Д.Р., НОК ПРО “Культурное единение”.

P.S. В 2003 году составителем были выполнены работы по проектированию и созданию сайта “Наследие Югории” по гранту Правительства ХМАО “Спасем наследие Югории. Казымский острог” в  команде Сутула Владимира и др. “Культурное наследие Югории”, Всесоюзная организация по охране памятников культуры и истории Югры.

Произведения искусства древних мастеров Казымского острога Югории, фотографии которых были размещены на указанном сайте, сегодня перенесены в музей института археологии и этнографии СОРАН для исследования и хранения в подобающих климатических условиях. Перенесен так же и сам острог. Первоначально Казымский острог располагался в нижнем течении реки Вон-Вошьюган недалеко от современного поселка Юильск Ханты-Мансийского автономного округа.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *