Прирастать будет Сибирью…
М.М.Лаврентьев
8 января 2025 года Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока (Золотодолинская, 4) провел тематическую экскурсию по экспозиции музея «Искусство в древности». Валентина Петровна Васильева, экскурсовод отдела музейных практик и технологий.

Валентина Петровна Васильева, экскурсовод отдела музейных практик и технологий.
После экскурсии прошел мастер-класс «Покровители древних всадников» по изготовлению войлочной аппликации в стилистике пазырыкской археологической культуры Ксении Анатольевны Борзых.
- Каменный век
- Неолит (гончарное мастерство)
- Бронзовый век. Новосибирский Крест
- Железо
7000 лет до рождества Христова. Бронза (бронзовый век):

Еще одно древнейшее обитаемое место Сибири – крупный культурный центр в эпоху раннего железного века на плато Укок (охватывает период с VII века до н. э. по IV век н. э.).

На плато Укок найдены несколько уцелевших мумий. Татуировки тела массово применялись в их культуре, однако загадкой остается, что из 9 похороненных, татуировки были у 5-ых, и знатных, и простых, людей. У кого-то татуировок не оказалось.
Воин-скиф в Сибири. Волосы светлые, черты лица удлиненные. Волосы, заплетенные в косы для удобства, сохранились, и косы тоже. Мумия, бальзамированному воину на момент смерти было около 25 лет от роду, и для древних людей это был уже солидный возраст. На плече воина сохранилась татуировка с изображением фантастического копытного животного.

Ученые воссоздали облик «принцессы Укока». Для этого использовались современные технологии 3D-моделирования. Работа ученых была представлена сегодня в Национальном музее Республики Алтай. (https://vk.com/wall-170814203_259)
Далее Тагарская культура:
Стенд с искусством народов ханты и манси:
Образы совы и образы “молящегося медведя”. Обычно такая поза – лапами в стороны, пальцами вниз и со склоненной мордой – для медведей не характерна. Это “мишка в священной позе”.
Именно в этой позе изображают северные народы медведя – “молящийся медведь”. Этот образ медведя по всей Западной Сибири: и в Тюмени, в Томске и в Новосибирской области.
Также интересно поклонение бобрам. Это животные дружно трудящиеся, и им подвластны все три мира: и мир подземный (они живут в норах), и мир средний (в воде строят хатки, и мир верхний (гуляют по суше). Ниже на фото бронзовые головки бобров!!! Они в большом количестве находятся среди поселений ханты и манси:
Бобр – это одно из главных тотеменых животных древних обских угров – это территория Новосибирской области.
Символ “Солнцеголовый” распространен в Сибири с бронзового века. Этим символом украшена в том числе могила обычного не знатного человека времен неолита. В средние века этот символ уже отливался из металла:

На территории Сибири одновременно существовали искусные мастера и те, кто только осваивали прорывные технологии. Также встречаются “импортные” предметы искусства, например, из Азии, серебряная бляха с изображением тигра. На ней местный угорский шаман добавил изображение бобра чеканкой, чтобы приспособить ее к местным канонам веры и поклонения.

Кто проживал в Сибири в средние века? Семейские русские – это были первые переселенцы в Сибирь. Они уходили от реформ веры, оставались старообрядцами, хранили веру. На фото видим характерную растительную роспись всего дома в одном стиле. Расписывались двери, печь, вся домашняя утварь. Богат рисунок вышивки на одежде.






В средние века в Сибирь и Забайкалье пришли буддисты из Монголии и Тибета:

Забайкалье. 16 – 17 века нашей эры. Надпись на старомонгольском и тибетском языках. “На благо всех живущих на Земле…”

Все, кроме семейских и других пришлых, в то время в Сибири были шаманистами. Это была продвинутая религия. Например, вот бубен. Он тоже с крестом, и крест этот символизирует ведь тоже человека.

На реке Казым в Ханты-мансийском округе стоял острог. Русские брали хисак (подать, налог), но защищали хантов и манси от ненцев. Это было взаимовыгодно. Русские отливали изделия, на которые выменивали у хантов и манси провиант, пушнину.

Фигурки для украшения, культовые фигурки и даже блесна для ловли рыбы



Другие музеи о культуре Сибири, в частности Алтая – это Музей Анохина на Алтае, Новосибирский краеведческий музей.
Один из главных экспонатов музея – это найденный в Сибири средневековый меч. Это не обычный для средневековой Западной Сибири меч – это каролинский меч. 
Средневековые народы Сибири обладали уникальными технологиями работы с сырьем со всей окружающей природы. Немного творческого подхода и образ друга-собаки или образ покровителя трех миров -бобра или образ медведя мог получиться из любого сподручного материала:



Тонкость и изящество работ наших предков вызывают глубокое уважение и восхищение:


Составитель Голомолзина Д.Р., НОК ПРО “Культурное единение”.
P.S. В 2003 году составителем были выполнены работы по проектированию и созданию сайта “Наследие Югории” по гранту Правительства ХМАО “Спасем наследие Югории. Казымский острог” в команде Сутула Владимира и др. “Культурное наследие Югории”, Всесоюзная организация по охране памятников культуры и истории Югры.
Произведения искусства древних мастеров Казымского острога Югории, фотографии которых были размещены на указанном сайте, сегодня перенесены в музей института археологии и этнографии СОРАН для исследования и хранения в подобающих климатических условиях. Перенесен так же и сам острог. Первоначально Казымский острог располагался в нижнем течении реки Вон-Вошьюган недалеко от современного поселка Юильск Ханты-Мансийского автономного округа.
Владимир Ильич Ленин писал: «Ленский расстрел явился поводом к переходу революционного настроения масс в революционный подъем масс». Статья о расстреле…