С 11 столетия новгородцы ходили торговать с местными сибиряками, занимавшимися охотой и скотоводством. Их привлекала пушнина. Слово сорок произошло тогда же: для того, чтобы сшить шубу, размером со стандартную сорочку (чуть ниже колен), нужно было купить четыре десятка шкурок. Мешок с этими шкурками называли «сорок».
Подлинное освоение Сибири началось после разгрома Ермаком в 1581 году Сибирского ханства, последнего оплота Золотой Орды. Первопроходцев, основателей деревень Казаткуль, Чинявино, Казачий Мыс, Первоновотроицк, последующие переселенцы стали называть старожилами или чалдонами.
Заселение Татарского района связано со строительством в 1733-1735 годах Московского тракта, с указом Сената от 1760 года «о переселении в Сибирь помещичьих крестьян в счет рекрутов». Главным занятием русского населения в Барабинской лесостепи было разведение скота и хлебопашество. Пахали землю сохами, боронили деревянными боронами, жали рожь и пшеницу серпами, молотили цепами. Жители всех селений выращивали для домашних нужд лен, коноплю, огородные овощи. Из льна и конопли изготавливали пряжу, а из нее ткань, шили одежду.
Еще больше усилилось переселение крестьян из центра России после строительства великой Сибирской магистрали и, особенно в период Столыпинской реформы. В период 1890-1910гг возникли поселения переселенцев: Никулино, Михайловка, Успенка, Константиновка, Дмитриевка, Евгеньевка, Городенка Николаевка, Пустополяна, Новоалександровка. Новомихайловка и др.
В удаленных селах Сибири зимняя одежда производится рукодельницами, конечно, же на месте. Приведем рассказ о своем любимом ремесле пряхи Н.А. Герасимовой: «Для прядения выбирают длинное деревянное веретено. Из кудели шерсти, которая размещается на прялке, при помощи трех пальцев вытягиваются волокна и привязываются к средней части веретена. Правой рукой крутят веретено, держа его за носок, а левой рукой вытягивают волокна. Длинную спряденную нить (сорок-пятьдесят сантиметров) наматывают на пальцы левой руки и накручивают на центральную часть веретена». Затем из шерстяной мягкой пряжи вяжут варежки, шерстяные носки да шарфики. Источник: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=2795&sphrase_id=573677
О культурных корнях Татарского района можно также узнать по книгам писателя Юрия Магалифа. Для него «творческой базой» стало село Юрт-Акбалык. Именно здесь были написаны все его книги. Очерк «Казанка – деревня таёжная» рассказывает о жизни татарского населения: о их обычаях, о труде – о бензопильщиках, чокеровщиках, трелёвщиках, кузнецах и монтёрах, участниках войны.
Охраняемые объекты культурного наследия Татарского района, не связанные с военными действиями, немногочислены. Расскажем о двух из них:
Объект культурного наследия регионального значения – церковь в селе Константиновка Татарского района Новосибирской области 1900 года. Охраняется Постанвлением Правительства НСО от 15.09.14 № 366-п.
Главная достопримечательность села Константиновка – каменная однопрестольная церковь Константина и Елены. Церковь была построена под руководством В.И. Вейса на средства Фонда имени Александра III. Церковь освящена 28 мая 1900 г. Князь Константин Константинович, внук Николая I пожаловал церкви икону – образ святых царя Константина и царицы Елены.
По архитектурному решению церковь представляет собой компактное здание с трехчастным членением: притвор, кафоликон, алтарь, стены кирпичные, перекрытия кирпичные, сомкнутые своды; крыша стропильная, крыта железом. Кафоликон по форме четверик, завершается четырехскатной крышей и пятиглавием, фундамент устроен из белого камня. По характеру декора храм принадлежит эклектичному стилю с элементами классицизма.
К.П. Шустова, А.С. Фетцова, В.А. Вавилина. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕРКВИ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ В СЕЛЕ КОНСТАНТИНОВКА ТАТАРСКОГО РАЙОНА.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин).
Субботник в церкви села Константиновка. 2011 год.
Комментарий: Памятник находится перед главным входом в Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского. На фоне фотографии расположен уникальный жилой…