Петропавловский краеведческий музей встречает гостей!
Уникальность народного музея, ставшего ныне государственным, в том, что создан он был членами краеведческого кружка Петропавловской школы, под руководством школьного учителя истории Николая Моисеевича Бахмацкого. Все началось со сбора материалов о годах гражданской войны, унесшей жизни многих жителей села. Накопленных материалов оказалось столько, что понадобился отдельный классный кабинет, ставший школьным музеем. На уроках истории и краеведения Николая Моисеевича Бахмацкого все новые и новые поколения петропавловцев подключались к работе, росла заинтересованность. Бабушки открывали сундуки со своими рукоделиями, деды отдавали внукам для музея фронтовые реликвии, из чуланов и с чердаков извлекались давно забытые прялки и рубели, пополнявшие коллекцию, и музей перерос рамки школьного.
Сегодня на территории Петропавловского музея находится более 6 тысяч экспонатов – образцов инженерной мысли, находчивости, кропотливого труда и красоты.
Также особенностью музея являются экспозиции под открытым небом. Ныне под навесом, а ранее под открытым небом находится воссозданная «Улица первых переселенцев»: саманка, пластянка, баня по-черному, кузница, в полную величину в первозданном виде с соответствующим убранством. На территории музея также построен дом народных традиций, обычаев и обрядов «Сибирская изба» – центр культурного наследия народов, проживающих в Краснозерском районе.
На фото ниже – обиход воссозданных изб улицы первых переселенцев. Среди изделий первых переселенцев кузнецкие меха, маслобойки, ветряки, сеялки. Изобретена была даже импровизированная стиральная машинка.
Пластянка — жилище, полуземляночного типа, которое строили переселенцы на новых местах, изготавливалась из пластов земли с дерном. Главный смысл такого жилища — не комфорт, а сохранение тепла. Окна вырезались небольшие, двери были низкие с высоким порогом. Крыша накрывалась тонкими жердями, поверх которых наносились широкие пласты земли. При правильном и регулярном уходе могла прослужить долгие годы. В селе Половинном нам удалось побеседовать с Александрой Федоровной Ященко (Тузнеченковой), приехавшей в Сибирь накануне Великой Отечественной войны из Александровки Кировоградской области, которой пришлось долго жить в пластянке, пока не построен был бревенчатый дом.
Саманка — её стены возводились из смеси глины с соломой, набивавшейся в деревянную опалубку. Крышу делали из снопов соломы или камыша. Пол мог быть и глиняным, и деревянным. От пластянки саманка отличается внешним и внутренним комфортом. При участии большого количества строителей воздвигалась в течение одного дня. Строилась переселенцами вплоть до середины 1960-х годов;
Баня по-черному. Строилась, как пластянка, из земляных пластов, которые укладывали поверх выкопанной ямы, сокращая таким образом сроки строительства. Вода нагревалась посредством опускания раскаленных камней или железа в кадку. Дым из печи-каменки выходил наружу через отдушину в потолке или прямо в дверной проем, поэтому она называлась баней по-черному;
Кузница, или кузня. Стены кузни изготовлены из плетеной лозы, которая плотно обмазана глиной и соломой, потолок деревянный, покрытый пластами земли, пол земляной.
Все строения возводились очень быстро. Постройки заглублены в землю и имеют тесные помещения — все это делалось, чтобы в холода их можно быстрее протопить. Входы и окна — небольшие, дабы не выпускать драгоценное тепло. Особое внимание стоит уделить интерьеру этих жилищ: он так бережно воссоздан, что возникает ощущение, будто и сейчас там кто-то живет.
Около «Улицы первых поселенцев» находится площадь, на которой рядами расставлена вся сельскохозяйственная техника, которой пользовались жители села, — от сохи до трактора. Среди экспонатов самый редкий автомобиль Урал ЗИС-355, которого в бывшем СССР осталось 12 единиц.
Традиционно привлекает посетителя уличная площадка ретро-техники!
Основное здание музея, 1953 года постройки, вмещает пять стационарных выставочно-экспозиционных залов.
В помещениях расположились утонченно вышитые изделия. Мастерицы района славились на всю округу своим рукоделием. В одном селе соединилась переселенцы из Украины, Прибалтики, Казахстана, немцы, русские, и происходил обмен традициями, ремеслами. Все лучшее из каждой культуры собиралось, передавались лишь лучшие ремесла и самые искусные приемы украшения. Передавались лучшие легенды, самые глубокие смыслы и символы. Полюбуйтесь разнообразием орнаментов.
Использованы [источник 1], [источник 2]
Комментарий: Памятник находится перед главным входом в Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского. На фоне фотографии расположен уникальный жилой…