НСО. Музеи Краснозерского района. Краеведческий музей с.Петропавловки “Музей переселенцев”


Петропавловский краеведческий музей встречает гостей!

Уникальность народного музея, ставшего ныне государственным, в том, что создан он был членами краеведческого кружка Петропавловской школы, под руководством школьного учителя истории Николая Моисеевича Бахмацкого. Все началось со сбора материалов о годах гражданской войны, унесшей жизни многих жителей села. Накопленных материалов оказалось столько, что понадобился отдельный классный кабинет, ставший школьным музеем. На уроках истории и краеведения Николая Моисеевича Бахмацкого все новые и новые поколения петропавловцев подключались к работе, росла заинтересованность. Бабушки открывали сундуки со своими рукоделиями, деды отдавали внукам для музея фронтовые реликвии, из чуланов и с чердаков извлекались давно забытые прялки и рубели, пополнявшие коллекцию, и музей перерос рамки школьного.

Сегодня на территории Петропавловского музея находится более 6 тысяч экспонатов – образцов инженерной мысли, находчивости, кропотливого труда и красоты.

Также особенностью музея являются экспозиции под открытым небом. Ныне под навесом, а ранее под открытым небом находится воссозданная «Улица первых переселенцев»: саманка, пластянка, баня по-черному, кузница, в полную величину в первозданном виде с соответствующим убранством. На территории музея также построен дом народных традиций, обычаев и обрядов «Сибирская изба» – центр культурного наследия народов, проживающих в Краснозерском районе.

На фото ниже – обиход воссозданных  изб улицы первых переселенцев. Среди изделий первых переселенцев кузнецкие меха, маслобойки, ветряки, сеялки. Изобретена была даже импровизированная стиральная машинка.

Пластянка — жилище, полуземляночного типа, которое строили переселенцы на новых местах, изготавливалась из пластов земли с дерном. Главный смысл такого жилища — не комфорт, а сохранение тепла. Окна вырезались небольшие, двери были низкие с высоким порогом. Крыша накрывалась тонкими жердями, поверх которых наносились широкие пласты земли. При правильном и регулярном уходе могла прослужить долгие годы. В селе Половинном нам удалось побеседовать с Александрой Федоровной Ященко (Тузнеченковой), приехавшей в Сибирь накануне Великой Отечественной войны из Александровки Кировоградской области, которой пришлось долго жить в пластянке, пока не построен был бревенчатый дом.

Саманка — её стены возводились из смеси глины с соломой, набивавшейся в деревянную опалубку. Крышу делали из снопов соломы или камыша. Пол мог быть и глиняным, и деревянным. От пластянки саманка отличается внешним и внутренним комфортом. При участии большого количества строителей воздвигалась в течение одного дня. Строилась переселенцами вплоть до середины 1960-х годов;

Баня по-черному. Строилась, как пластянка, из земляных пластов, которые укладывали поверх выкопанной ямы, сокращая таким образом сроки строительства. Вода нагревалась посредством опускания раскаленных камней или железа в кадку. Дым из печи-каменки выходил наружу через отдушину в потолке или прямо в дверной проем, поэтому она называлась баней по-черному;

Кузница, или кузня. Стены кузни изготовлены из плетеной лозы, которая плотно обмазана глиной и соломой, потолок деревянный, покрытый пластами земли, пол земляной.

Все строения возводились очень быстро. Постройки заглублены в землю и имеют тесные помещения — все это делалось, чтобы в холода их можно быстрее протопить. Входы и окна — небольшие, дабы не выпускать драгоценное тепло. Особое внимание стоит уделить интерьеру этих жилищ: он так бережно воссоздан, что возникает ощущение, будто и сейчас там кто-то живет.

Около «Улицы первых поселенцев» находится площадь, на которой рядами расставлена вся сельскохозяйственная техника, которой пользовались жители села, — от сохи до трактора. Среди экспонатов самый редкий автомобиль Урал ЗИС-355, которого в бывшем СССР осталось 12 единиц.

Традиционно привлекает посетителя уличная площадка ретро-техники!

Основное здание музея, 1953 года постройки, вмещает пять стационарных выставочно-экспозиционных залов.

В помещениях расположились утонченно вышитые изделия. Мастерицы района славились на всю округу своим рукоделием. В одном селе соединилась переселенцы из Украины, Прибалтики, Казахстана, немцы, русские, и происходил обмен традициями, ремеслами. Все лучшее из каждой культуры собиралось, передавались лишь лучшие ремесла и самые искусные приемы украшения. Передавались лучшие легенды, самые глубокие смыслы и символы.  Полюбуйтесь разнообразием орнаментов.

Использованы [источник 1], [источник 2]

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *