“Любить свой край, знать его особенности, его богатства, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам воспитывается подлинный патриотизм. У каждого из нас любовь к родному краю, селу приходит по разному. Но так или иначе она начинается с малого и со временем перерастает в большое патриотическое чувство. Учащиеся школы изучают историю своего края, исследуют открывая для себя интересные, неизвестные страницы истории малой Родины. Материалы воспоминаний старожилов села используют в своих работах. Именно этот материал является исторической летописью нашего села.”
Дома из дерева. Украшение села Успенка Татарского района Новосибирской области
История села, изложенная Поповой Марией Степановной
В красивом уголке Сибири строилась деревенька Кривинка.
Среди лесов и озер возрастала, возвышалась на гриве, как картинка. Из Чернигова, Полтавы и Ярославля в Кривинке поселенцы приютились, строили хаты из самана, из пластов пластянки* мастерили.
Поселенцы были из Успенки (так их бывшее место называлось). В честь Успения Богородицы и Кривинка в Успенку переименовалась.
Длинные улицы Кривинки составляли белёные хаты. На улицах трава-мурава, в палисадниках заросли мяты. Под тополем или ясенем красные гвоздики росли. В изобилии разных цветов яркие маки цвели.
На юго-востоке Успенки
Зелень малый хутор скрывает.
Каждое жилище беленой хаты
В ясене и кленах утопает.
На юго-западе деревни
Большой хутор стоит.
Рядом с ним озеро Барсучье.
За хутором Кривое озеро шумит.
Огромные чистины Кривого наполнялись гомоном птиц:
Большие утки лысухи и гагары, шилохвосты и малые чирки,
Плавали, резвились, и взлетали быстрые и юркие нырки.
После тяжелой работы успенцам было, где отдыхать, рыбакам сетями рыбу ловить.
К западу от главной улицы ниженцы спускались к низине. Здесь часто стояла вода. Осенью и весной жили, как на трясине. Разрослась деревня большая. В Успенке было две мельницы. Работала для сельчан кузница. Костюк, Бойко и Фока имели в хозяйстве жернова. Люди в селе жили в достатке, имели свой отруб или гриву. Сеяли рожь и пшеницу, просо, коноплю, горох, чечевицу. Мужчины зимой кормили скот. Женщины пряли и ткали полотно.
Крынка, кринка, кувшин |
Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху. Кринка — символ деревенской жизни и натуральной пищи. Именно в кринке хранят молоко и простоквашу, топят молоко в печи. Кринка служила хорошим местом для хранения молока, как парного, так и холодного. Ввиду того, этот сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко, как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше. Кринку ставили на стол, в кринке молоко хранили, в кринке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок. При хранении молока сливки отстаивались в узкой части кринки и, за счет сужения, она становилась более густой, плотной, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из них сливочное масло. Кринки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или легкой тряпочкой, чтобы молоко «дышало». |
|
Ступа деревянная | СТУПКА – приспособление для измельчения разных продуктов : соли, перца, хрена. В этой ступке еще не хватает пестика. В деревнях использовались деревянные ступки. | |
Утюг на углях |
УТЮГ – использовали для разглаживания одежды. Сначала в утюг клали горячие угли, его постоянно раскачивали, а дым выходил наружу через металлическую трубу. Использовали в хозяйстве и чугунные тяжелые утюги. Самым популярным долгое время был жаровой, или как его называли у нас, духовой утюг. Он имел тяжелый железный корпус и откидывающуюся крышку для загрузки угля. В крышке были вырезы для вытяжки воздуха, а в корпусе – отверстия для поддува. В эти отверстия нужно было время от времени дуть, чтобы затухающие угли вновь разгорелись. Деревянную ручку укрепляли на крышке на высоких стойках. Саму ручку делали гладкой, а иногда фигурной, чтобы рука гладильщицы не соскальзывала. |
|
Кость с надписью |
|
|
Деталь от навесной иконы “Спаси и сохрани” |
|
Источник: материал пришкольного музея села Успенка.
____________________
* Пластянка – изба из пластов глины, см. материал музея села Петропавловка Краснозерного района.
Объект культурного наследия регионального значения — церковь в селе Константиновка Татарского района Новосибирской области 1900 года. Охраняется Постанвлением Правительства НСО от 15.09.14 № 366-п.
Главная достопримечательность села Константиновка – каменная однопрестольная церковь Константина и Елены. Церковь была построена под руководством В.И. Вейса на средства Фонда имени Александра III. Церковь освящена 28 мая 1900 г. Князь Константин Константинович, внук Николая I пожаловал церкви икону – образ святых царя Константина и царицы Елены.
По архитектурному решению церковь представляет собой компактное здание с трехчастным членением: притвор, кафоликон, алтарь, стены кирпичные, перекрытия кирпичные, сомкнутые своды; крыша стропильная, крыта железом. Кафоликон по форме четверик, завершается четырехскатной крышей и пятиглавием, фундамент устроен из белого камня. По характеру декора храм принадлежит эклектичному стилю с элементами классицизма.
К.П. Шустова, А.С. Фетцова, В.А. Вавилина. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕРКВИ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ В СЕЛЕ КОНСТАНТИНОВКА ТАТАРСКОГО РАЙОНА.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин).
Субботник в церкви села Константиновка. 2011 год.
Еще баню забыли, по адресу декабристов 92, ее стены оставили и надстроили сверху 2 этажа, теперь офисное здание.