Учебный корпус НИИЖТА (НИВИТ, НИИЖТ — бывшие названия СибГУПСа) по улице Дуси Ковальчук, 191 в Заельцовском районе г. Новосибирска. Построено в 1949—1955 гг. Здание признано памятником архитектуры регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области № 1303 от 29.12.2001 г.).
Здание университета путей сообщения является одним из ведущих и лучших вузовских зданий Новосибирска. В то же время это характерный пример ведомственного вуза послевоенной эпохи. Здание построено в 1955-1964 гг. по проекту, разработанному специалистами московского проектного института Мосгипротранс под руководством архитектора В. Масленникова. Оно выполнено в формах классицизма с использованием ордерных композиций.
Здание занимает угловое положение в квартале. Главным (южным) фасадом оно вытянуто по улице Д. Ковальчук, а восточным фасадом правого крыла выходит на ул. Залесского. По улице Залесского в 1973 г. пристроен лабораторный корпус, связь с которым осуществляется по галерее. Сложная форма плана корпуса предопределила глубокий курдонер, который пересекается широким тротуаром-эспланадой, ведущим от ворот-пропилеи к главному входу в здание. По обе стороны пешеходной полосы размещены газоны и партерная зелень. Здесь же, несколько в стороне, расположена скульптурная группа из гранита, посвященная погибшим в годы Великой Отечественной войны студентам (выполнена скульптором Т. А. Гагариной).
Главный корпус университета представляет собой четырехэтажное здание с цокольным этажом, завершенное скатной крышей. Доминирующим в архитектурном убранстве здания является восьмиколонный портик коринфского ордера. Выдвинутый вперед объем, украшенный большими каннелированными колоннами, является композиционным центром всего протяженного корпуса.
Украшением интерьера центральной части здания является широкая парадная лестница, вкомпонованная в полукружие ротонды, пристроенной к дворовому фасаду. В оформлении двухсветного актового зала, расположенного на третьем этаже, обильно использованы лепные украшения из арсенала классицизма.
Габариты здания: общая длина главного корпуса по ул. Д. Ковальчук — 258 м, по ул. Залесского (без лабораторного корпуса) — 66 м.
Учебный корпус НИИЖТа. Арх. Масленников. 1955 г.
Архитектура главных учебных корпусов вузов, как правило, варьировала лишь одну композиционную схему: симметрично осевое построение главных фасадов, с обязательным размещением шести- или восьмиколонного портика большого ордера (на три-четыре этажа) в центре композиции и с боковыми выступающими ризалитами или без них. Значительный масштаб портиков — громоздких колонн или пилястр, с большими капителями, высокий тимпан фронтонов, заполненных часто эмблематикой больших размеров и «высокого» рельефа, — делает здания тяжеловесными и неуклюжими, а недостаточно профессиональное и плохое строительное качество воспроизведённых ордерных форм усугубляет невыгодное впечатление. Наиболее удачной (несмотря на общие концептуальные недостатки) представляется архитектура главного учебного корпуса института инженеров железнодорожного транспорта, обладающая определённой целостностью композиции и более высоким качеством архитектурных форм.
Общим большим недостатком, присущим ряду зданий, является расположение их на красных линиях главных транспортных магистралей города, а также планировка корпусов с внутренним коридором и двусторонним расположением основных учебных помещений в них, при недостаточной освещённости, неудовлетворительной акустике, неудобном размещении рабочих мест студентов и работников института.
С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1945 – 1985 гг.»
Комментарий: Памятник находится перед главным входом в Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского. На фоне фотографии расположен уникальный жилой…
Об истории строительства (https://dzen.ru/a/ZcMnTI9Os3vwidKD), о Параскеве, ее имени (https://dzen.ru/a/Y21uB80rX2zLWiQi).
http://nsk.novosibdom.ru/node/305
Учебный корпус НИИЖТА (НИВИТ, НИИЖТ — бывшие названия СибГУПСа) по улице Дуси Ковальчук, 191 в Заельцовском районе г. Новосибирска. Построено в 1949—1955 гг. Здание признано памятником архитектуры регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области № 1303 от 29.12.2001 г.).
Здание университета путей сообщения является одним из ведущих и лучших вузовских зданий Новосибирска. В то же время это характерный пример ведомственного вуза послевоенной эпохи. Здание построено в 1955-1964 гг. по проекту, разработанному специалистами московского проектного института Мосгипротранс под руководством архитектора В. Масленникова. Оно выполнено в формах классицизма с использованием ордерных композиций.
Здание занимает угловое положение в квартале. Главным (южным) фасадом оно вытянуто по улице Д. Ковальчук, а восточным фасадом правого крыла выходит на ул. Залесского. По улице Залесского в 1973 г. пристроен лабораторный корпус, связь с которым осуществляется по галерее. Сложная форма плана корпуса предопределила глубокий курдонер, который пересекается широким тротуаром-эспланадой, ведущим от ворот-пропилеи к главному входу в здание. По обе стороны пешеходной полосы размещены газоны и партерная зелень. Здесь же, несколько в стороне, расположена скульптурная группа из гранита, посвященная погибшим в годы Великой Отечественной войны студентам (выполнена скульптором Т. А. Гагариной).
Главный корпус университета представляет собой четырехэтажное здание с цокольным этажом, завершенное скатной крышей. Доминирующим в архитектурном убранстве здания является восьмиколонный портик коринфского ордера. Выдвинутый вперед объем, украшенный большими каннелированными колоннами, является композиционным центром всего протяженного корпуса.
Украшением интерьера центральной части здания является широкая парадная лестница, вкомпонованная в полукружие ротонды, пристроенной к дворовому фасаду. В оформлении двухсветного актового зала, расположенного на третьем этаже, обильно использованы лепные украшения из арсенала классицизма.
Габариты здания: общая длина главного корпуса по ул. Д. Ковальчук — 258 м, по ул. Залесского (без лабораторного корпуса) — 66 м.
Учебный корпус НИИЖТа. Арх. Масленников. 1955 г.
Архитектура главных учебных корпусов вузов, как правило, варьировала лишь одну композиционную схему: симметрично осевое построение главных фасадов, с обязательным размещением шести- или восьмиколонного портика большого ордера (на три-четыре этажа) в центре композиции и с боковыми выступающими ризалитами или без них. Значительный масштаб портиков — громоздких колонн или пилястр, с большими капителями, высокий тимпан фронтонов, заполненных часто эмблематикой больших размеров и «высокого» рельефа, — делает здания тяжеловесными и неуклюжими, а недостаточно профессиональное и плохое строительное качество воспроизведённых ордерных форм усугубляет невыгодное впечатление. Наиболее удачной (несмотря на общие концептуальные недостатки) представляется архитектура главного учебного корпуса института инженеров железнодорожного транспорта, обладающая определённой целостностью композиции и более высоким качеством архитектурных форм.
Общим большим недостатком, присущим ряду зданий, является расположение их на красных линиях главных транспортных магистралей города, а также планировка корпусов с внутренним коридором и двусторонним расположением основных учебных помещений в них, при недостаточной освещённости, неудовлетворительной акустике, неудобном размещении рабочих мест студентов и работников института.
С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1945 – 1985 гг.»