Дом Ленина на Красном проспекте в середине 30-х годов |
Дом Ленина на Красном проспекте, 32 в Центральном районе г. Новосибирска. Здание Дома-памятника В.И. Ленину признано памятником истории регионального (ранее – федерального) значения (постановление СМ РСФСР № 624 от 04.12.1974 г., указ Президента РФ № 452 от 05.05.1997 г., постановление главы администрации Новосибирской области №360 от 11.07.1997 г.).
В Новониколаевске борьба за идейно-выразительную архитектуру ярко проявилась при проектировании и строительстве Дома Ленина — здания-памятника В.И. Ленину.
Уже сама тема архитектурного объекта стала полем острой дискуссии и поисков новых средств выразительности, призванных отразить, в меру специфики архитектуры как искусства, новые идейные устремления времени.
Идея увековечения памяти В.И. Ленина вылилась в Новониколаевске в предложение о постройке на средства самих трудящихся Дома Ленина — центра распространения ленинских идей. Собрания рабочих и служащих принимали единодушные решения об отчислении однодневного заработка на строительство дома-памятника Ленину.
Первое постановление об увековечении памяти В.И. Ленина было принято на пленуме Новониколаевского губкома РКП (б) 10 февраля 1924 г. Тогда был создан фонд Ильича, открыты Дом крестьянина и Дом беспризорных его имени, принято решение построить на площади Дом народных собраний — будущий Дом Ленина. В Доме Ленина должны были разместиться партийные организации и центр пропаганды ленинских идей.
В феврале 1924 г. губком партии поручил городским инженерам-строителям разработку проекта Дома Ленина с залом на 2,5-3 тыс. человек, стоимостью не выше 100 тыс. рублей золотом. Проект был создан в короткие сроки. Но проектировщики подошли к решению задачи чрезвычайно утилитарно, трактуя здание-памятник как обычный клуб. Подобный подход к замыслу сооружения встретил горячие возражения со стороны деятелей искусств, художников, журналистов, которые хотели видеть Дом Ленина не обычным клубом, а центром «средоточия жизни», вокруг которого «складывается жизнь коллектива и без которого не мыслится никакая общественная жизнь». Высказывались пожелания, чтобы «в каждом углу этого дома чувствовалось бы дыхание творческой мысли Ленина и заметно ощущалось бы биение его живой жизни, чтоб, войдя в этот дом, каждый сразу начинал проникаться коммунистическим сознанием, чтобы здесь всемерно будировался бы Ленинизм» ( «Советская Сибирь» 16 марта 1924 года)
Предлагали возвести сооружение с «колоссальным залом» на несколько тысяч человек — для митингов, собраний и т. п., с библиотекой трудов В.И. Ленина и трудов по ленинизму. Высказывались пожелания о том, чтобы Дом Ленина стал центром информации, в котором бы разместились редакции газет, радиостанция и телеграф, чтобы на его фасаде был устроен огромный экран, который в вечернее время путем световых надписей кинематографа передавал бы последние известия. А станция прожекторов, расположенная на доме, должна была проецировать «на облака» световые надписи — лозунги дня. Дом Ленина предлагали построить над братской могилой 104-х погибших в борьбе с колчаковщиной, возведя над ней «особый зал, украшенный чёрными знаменами, мемориальными досками, портретами павших, чтобы могилы павших за дело, на которое их всю жизнь вдохновлял В.И. Ленин», вошли бы в основание, в «базис» памятника Ленину.
В архитектуру здания художник В. Гуляев считал необходимым положить «основной принцип современности, экономики и наибольшей целесообразности» и лозунг «Пролетариат — творец будущего, а не наследник прошлого». В. Гуляев говорил, что Дом Ленина должен быть таким, который даёт представление не об «излишестве и расточительном изяществе», а об «осмысленной простоте, обаятельной по своему выразительному величию». Художник А. Иванов предлагал широко использовать синтез искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, «отвечающий целям просвещения пролетарских масс в духе Ленинизма», отказаться от украшений «в виде классических шаблонов».
«Синтез искусств» понимался художниками широко: «Нет живописи без пространственного понимания формы, нет ваяния без архитектонической и живописной культуры, нет архитектуры без живописи и пространства. В разработке проекта и постройке должны в одинаковой мере принять участие архитектор, скульптор и живописец. Это, конечно, не значит, что здание, спроектированное и выстроенное архитектором, должно быть расписано живописцем и украшено лепкой. Именно при таком положении дела, столь обычном в прежнее время, не может быть и намёка на какой-либо синтез. Самый проект, самый подход к плану, материалу, организации этих материалов должны одинаково прорабатываться ими всеми и удовлетворять их всех, форма реалистического овеществления личности современным передовым искусством уже изжита…». Художники предлагали даже находящуюся «тут же рядом электрическую станцию примкнуть к Дому Ленина, как одно из крыльев здания. Это даст возможность Дому Ленина давать от себя свет всему городу и окрестностям. Это важно тем более, что электрификация всегда была так близка сердцу Ильича…».
Горячая полемика привела к тому, что 22 марта был объявлен конкурс на новый эскизный проект со сроком его подачи к 30 марта. Из конкурсных решений был выбран проект центрического здания с одинаковыми фасадами со всех его четырёх сторон, с залом в центре, перекрытым большим куполом, пролёт и конструкция которого были бы уникальны для Сибири. Расчёт и конструирование такого купола хотели передать в Москву, не надеясь на свои силы. Фасады здания с четырёх сторон украшались портиками, несущими балконы, «украшенные» статуями В.И. Ленина. Внутри здания, в зале, в глубине эстрады, также устанавливалась статуя Ленина. Скульптуры предлагалось изваять скульптору С.Р. Надольскому, приглашённому из Москвы (уроженцу Сибири).
10 мая 1924 года был заложен первый камень в основание Дома Ленина на бывшей Ярмарочной площади за городским Торговым корпусом. Предполагали все основные работы выполнить за один строительный сезон 1924 года и открыть здание в день 7-й годовщины Октября.
Но проект здания оказался малопроработанным и технически очень сложным. Возвести сооружение быстро было невозможно. Вернулись к более реалистическому проекту и снова заложили здание 13 июля 1924 г. на площади перед памятником жертвам Революции. Главный фасад здания выходил на Красный проспект. Был создан комитет в составе 21 человека из представителей общественности города для содействия ускорению строительства.
Двухэтажное здание стало быстро расти. Большой зал его был открыт 21 января 1925 г. в 10 час. 50 мин. Дом продолжали строить, и он был закончен вчерне к 1 мая 1925 г. Однако его внешняя архитектура, носящая несколько провинциальный характер, была неудовлетворительна. Сразу был сделан проект его надстройки и реконструкции, и вновь развернулось строительство. Комиссия при губкоме РКП (б) взяла на себя наблюдение за перестройкой здания. Окончательный облик здание получило по проекту архитектора И.А. Бурлакова, инженеров И.И. Загривко и М.А. Купцова.
Двухэтажное здание повысилось на этаж по всей длине, а в центральной части — на 2 этажа. Четвёртый этаж центральной части своими формами и уступчатым силуэтом был близок к композиции мавзолея В.И. Ленина. Дом Ленина получил, наконец, крупномасштабные архитектурные формы и монументальность, отвечающую образу общественного сооружения. Фасад здания был не лишён эмоциональной силы. В его центральной части были вкомпонованы слова: «Ленин умер, жив ленинизм» и даты рождения и смерти В.И. Ленина.
В Доме Ленина работали Новониколаевский окружной комитет партии, первая сибирская широковещательная радиостанция, Сибрадиоцентр, Западно-Сибирский краевой научно-исследовательский институт коммунистического воспитания. В Доме Ленина находились центральная библиотека, краевая научная педагогическая лаборатория, институт повышения квалификации учителей, «Кузбасстрой», общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Дом Ленина стал действительно центром политической жизни города и края. Здесь проходили партийные и профсоюзные конференции, заседания городского Совета, собрания комсомольцев, торжественные заседания, посвящённые революционным праздникам.
В Доме Ленина с 3 по 9 декабря проходил 1-й краевой съезд Советов Сибири, на котором обсуждались перспективы развития социалистической Сибири. На съезде рассматривался и вопрос о переименовании города Новониколаевска. Желание дать городу новое имя, стремление стереть в его названии всякую память возникло уже в первые годы Советской власти. Рождалось много названий сибирской столицы, которой было «неприлично носить имя свергнутого царя».
Предлагалось назвать город именем, связанным, прежде всего, с B.И.Лениным — вождём мирового пролетариата: «Новоленинск»,«Сибленинск», «Владлен», или с именем М.И. Калинина, уже дважды приезжавшего в город: «Калининград». Другие названия должны были отражать революционные преобразования в стране после Октябрьской революции: «Краснооктябрьск», «Коммунград», «Красносибирск», «Новый луч Сибири», «Совлавры», «Курултай» (народный съезд) и др. Однако лучшим из 50 названий было признано простое и гордое имя — Новосибирск, которое быстро распространилось по стране. И первый Новониколаевский окружной съезд Советов постановил назвать город Новониколаевск новым именем Новосибирск и обратиться с просьбой к 1-му Сибирскому краевому съезду Советов утвердить его своим постановлением. 7 декабря 1925 г. краевой съезд большинством голосов утвердил новое имя города — Новосибирск. 9 декабря на последнем заседании съезда было принято решение: «1-й Сибирский съезд Советов одобряет постановление 1-го Новониколаевского окружного съезда о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск и поручает Крайисполкому поддержать соответствующее ходатайство перед ВЦИК». 12 февраля 1926 г. ВЦИК постановил переименовать город Новониколаевск в Новосибирск.
В 1944 г. закончилась реконструкция здания Дома Ленина по проекту архитектора В.М. Тейтеля. Сооружение утеряло монументальность и некоторую образную символику, соответствующую его первоначальному назначению. Зданию был придан «ампирный» характер: колоннада главного входа получила более изящную прорисовку профилей капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тонким карнизом. Пилоны, фланкирующие колоннаду, стали глухими, в них были заложены оконные проёмы и убраны балкончики-трибуны на втором этаже. Четвёртый этаж получил менее дробные членения, его объём увенчала балюстрада с тумбами и обелисками по углам, а в глухую часть — парапет — была вкомпонована рельефная скульптура — лира, античный символ сценического искусства. Сооружение более приобрело в композиционной законченности и художественной целостности, но утратило временную выразительность и образ здания-памятника, посвящённого конкретному событию.
С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.»
В 2023 году на уличной выставке “24 факта о Новосибирске” в центре Новосибирска опубликовано фото Дома Ленина:
Об истории строительства (https://dzen.ru/a/ZcMnTI9Os3vwidKD), о Параскеве, ее имени (https://dzen.ru/a/Y21uB80rX2zLWiQi).