Номинация: Панорама
Название: Дом Ленина
В Новониколаевске борьба за идейно-выразительную архитектуру ярко проявилась при проектировании и строительстве Дома Ленина — здания-памятника В.И. Ленину.
Уже сама тема архитектурного объекта стала полем острой дискуссии и поисков новых средств выразительности, призванных отразить, в меру специфики архитектуры как искусства, новые идейные устремления времени.
Автор: Илья Поляков
История споров при проектировании Дома-памятника В.И. Ленину содержит и такую историю о соединении труда различных специалистов в единый хор:
Художник А. Иванов предлагал широко использовать синтез искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, «отвечающий целям просвещения пролетарских масс в духе Ленинизма», отказаться от украшений «в виде классических шаблонов».
«Синтез искусств» понимался художниками широко: «Нет живописи без пространственного понимания формы, нет ваяния без архитектонической и живописной культуры, нет архитектуры без живописи и пространства. В разработке проекта и постройке должны в одинаковой мере принять участие архитектор, скульптор и живописец. Это, конечно, не значит, что здание, спроектированное и выстроенное архитектором, должно быть расписано живописцем и украшено лепкой. Именно при таком положении дела, столь обычном в прежнее время, не может быть и намёка на какой-либо синтез. Самый проект, самый подход к плану, материалу, организации этих материалов должны одинаково прорабатываться ими всеми и удовлетворять их всех, форма реалистического овеществления личности современным передовым искусством уже изжита…». Художники предлагали даже находящуюся «тут же рядом электрическую станцию примкнуть к Дому Ленина, как одно из крыльев здания. Это даст возможность Дому Ленина давать от себя свет всему городу и окрестностям. Это важно тем более, что электрификация всегда была так близка сердцу Ильича…».
Источник