Недавно читая про очередное сгоревшее в Томске деревянное здание, я поймал себя на мысли, что мы постепенно утрачиваем самый российский и сибирский пласт архитектуры – деревянное зодчество. Дерево гораздо сложнее сохранить, особенно когда к нему у большей части общества достаточно пренебрежительное отношение. Целостность сибирского деревянного города медленно, но верно уходит в прошлое, и видимо самый оптимистичный вариант – это тот, когда останутся самые лучшие образцы, окруженные новым городом. Хорошо это или плохо? Сказать сложно, но у меня есть твердое убеждение, что пройди Транссибирская магистраль через Томск – и его деревянную застройку просто смелО бы развивающимся российским капитализмом конца XIX – начала XX веков. Тема исчезающего Томска породила целую цепочку мыслей и сравнений с родным городом. В начале ХХ века Томск был мощным культурным центром Западной Сибири с богатой, можно даже сказать, столичной архитектурой. И, конечно, здесь было огромное количество деревянных зданий с причудливыми узорами, которые сейчас принято называть “томским кружевом”. Ново-Николаевск только начинался, но уже тогда на его улицах появлялись неплохие образцы деревянного зодчества, некоторые из них были достойны и Томска, как например дом И. Т. Сурикова на углу ул. Ленина и ул. Урицкого (современные названия). Однако пожары, революция и строительство нового мира серьезно изменили город. Какой же он был, исчезнувший Ново-Николаевск?
Современники называли Ново-Николаевск “американским городом”. Вряд ли за растущие небоскребы, ведь большая часть города представляла собой усадебную одноэтажную застройку, зачастую довольно скромного, а иногда и неприглядного вида. Американский дух Ново-Николаевска заключался, на мой взгляд, в следующем: сюда как в Америку переселялись деятельные предприимчивые люди, которые не могли развернуться из-за конкуренции на родине, а здесь имели шанс на успех. Ново-Николаевск родился капиталистическим, и если бы не случилась революции, это был бы совсем другой город. И возможно, что те немногие здания, дошедшие до нас, исчезли бы тоже. Но не стоит думать, что в советское время старые дома воспринимались как ценность. Наоборот от них старались избавиться, как от пережитков прошлого, но на все не хватило ресурсов. Многое исчезло и во времена СССР, и в уже современной России.
Когда я смотрю на старые фотографии, мне всегда немного жалко некоторые дома, как например этот забавный и провинциальный особнячок на ул. Спасской (Спартака), изображенный на фотографии выше. Это никакой не шедевр архитектуры, но как хорошо он бы рассказывал сейчас о первых десятилетиях города. На фотографии ниже ул. Вознесенская (Сибревкома). Обратите внимание, что вряд идут 4 двухэтажных крепких дома, деревянных и смешанного типа. В Новосибирске уже вряд ли можно найти такую дореволюционную городскую застройку, а в Томске ее еще полно. И смотря на ул. Вознесенскую, я тоже испытываю грусть, что эти дома исчезли. Но с другой стороны, если бы этого не произошло, мог и не появиться знаменитый Стоквартирный дом, одно из лучших зданий Новосибирска.
Советский союз сносил Ново-Николаевск кварталами. Например, застройка Новониколаевского (Красного) проспекта между улицами Тобизеновской (Максима Горького) и Асинкритовской (Чаплыгина) продержалась до 1960-70-х гг. и пала жертвой многоэтажного модернистского здания.
О “войне эпох”, развернувшихся в границах этого и соседнего кварталов, можно почитать небольшую статью моего отца, размещенную на сайте arch-i-tect.ru.
А вот и соседний квартал. Он был снесен в 1968 году, осталась только аптека на углу современных Красного проспекта и ул. Чаплыгина. Смотря на этот квартал, я понимаю, что уже в начале ХХ века появляются трехэтажные здания, как например дом Ежова. Какой стала бы застройка Ново-Николаевска, если бы продолжил развиваться капитализм? К сожалению, история не имеет сослагательных наклонений.
Фотография выше сделана уже в советское время, а вот открытка ниже – тот же квартал до революции. На переднем плане как раз дом Ежова. Двухэтажное здание чуть дальше – сохранившаяся аптека.
Еще одна потеря, на мой взгляд, – ул. Кузнецкая (Ленина).Снесенные здесь здания в настоящее время лишь добавили бы ей колорит и старинный шарм.
Эта застройка была снесена для строительства магазина “Универсам”, открывшегося в 1973 году. В двухэтажном доме, который на фотографии выше находится справа, до 1912-1913 гг. располагалось одно из городских училищ, в 1913-1919 здесь размещались хлебопекарня, писчебумажный магазин, квартиры, гостиничные номера. В среднем здании до 1913 года был лазарет. А вот здание слева (на фотографии ниже – этот же дом, но крупнее) вмещало в себя “Сиротский суд”, городскую библиотеку им. А. П. Чехова и Новониколаевское городское общественное управление. После того, как органы городского управления переехали в здание Торгового корпуса, их место заняла учительская семинария, переведенная из села Павловского Барнаульского уезда.
Гостиница “Метрополитен”, спроектированная томским архитектором К. К. Лыгиным – первое здание Ново-Николаевска, где были устроены ванные. Здание, построенное как жилой дом П. А. Мамонтова, сохранилось, в отличие от почтово-телеграфной конторы, примыкавшей к “Метрополитену”. Современный небольшой дом, находящийся на месте конторы, деликатно отступил от своего старинного соседа, но уже не создает той первоначальной плотности застройки этого квартала.
Дореволюционные лабазы Базарной площади стояли довольно долго. На фотографии ниже справа виден кусочек Оперного театра.
В 1910 году Городская Дума утвердила единый план обустройства Базарной площади. И до 1914 года были возведены 14 деревянных и кирпичных торговых корпусов. Все они были снесены, кроме одного. Сейчас это Дом актера на ул. Серебренниковской, правда догадаться трудно – здание надстроено и оштукатурено.
Фотография с форума “Новосибирск в фотозагадках”. Выложена пользователем AWA
Надстройка торговых рядов Базарной площади – случай для Новосибирска отнюдь не единичный. На углу Николаевского (Красного) проспекта и ул. Гудимовской (Коммунистической) находилось здание Русского для внешней торговли банка. Впрочем здесь было еще много разных учреждений.
Фотография с форума “Новосибирск в фотозагадках”. Выложено пользователем Алич
В 1930-х годах банк был надстроен, причем надстройка объединила его с подобным зданием на углу Николаевского (Красного) проспекта и ул. Болдыревской (Октябрьской). В результате появился дом Сибстройпути, где успел в свое время пожить немецкий архитектор Рудольф Волтерс, написавший книгу “Специалист в Сибири”. От своих дореволюционных предков дом Сибстройпути унаследовал арочный проем (со стороны ул. Октябрьской), ведущий во двор, узенькое окно и очертания арки со стороны ул. Коммунистической.
Фотография с форума “Новосибирск в фотозагадках”. Выложена пользователем AWA
Совсем рядом с Русским банком на ул. Гудимовской (Коммунистической) находился Сибирский Торговый банк, занимавший небольшое двухэтажное модерновое здание.
Фотография из архива И. В. Поповского
В 1930-е гг. рядом было построено помещение для трикотажной фобрики. Здание Сибирского Торгового банка было передано фабрике и надстроено на два этажа. Однако старая часть еще угадывалась в очертаниях входа и окон второго этажа, расположенных на оси симметрии, а также в обрамлениях оконных проемов. Однако совсем недавно произошла реконструкция фасадов, скрывшая и эти детали.
Фотография с форума “Новосибирск в фотозагадках”. Выложена пользователем AWA
Участь надстройки постигла и некоторые крячковские школы. В зданиях на ул. 1905 года и на ул. Серебренниковской (фотография первоначального вида ниже) еще можно с трудом опознать старые школы Ново-Николаевска.
Фотография из архива И. В. Поповского
А вот школа на ул. Бориса Богаткова недавно покрылась сайдингом, спрятав от людских взоров старинную кладку. Теперь в ней невозможно узнать то здание, что изображено на фотографии ниже:
Фотография из архива И. В. Поповского
А иногда исчезнувшие здания возвращаются! Так случилось, например, с часовней на Николаевском (Красном) проспекте. Правда, вернувшись, часовня заметно изменилась, стараясь соответствовать духу нового времени. Другими словами, это не было восстановлением объекта один в один, а получилась творческая интерпретация, выполненная замечательным архитектором П. А. Чернобровцевым, по проекту которого в Новосибирске построено несколько храмов. Авторская реконструкция заметно постройневшей часовни получилась настолько удачной, что объект моментально стал символом города. А так часовня выглядела до революции:
Фотография из архива И. В. Поповского
В настоящее время в Новосибирске восстанавливаются два утраченных памятника архитектуры. Один из них располагался по адресу ул. Чаплыгина, 7. Недавно была возведена крыша новодела, а вот старинные части этого дома можно увидеть в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.
Фотография из книги-каталога “Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области”
Деревянные дома сложно сохранить, и я боюсь, что контору Будагова на ул. Большевистской постигнет та же участь – здание весной 2011 года уже выглядело ужасно, с тех пор его состояние лишь ухудшилось. А на наличники конторы уже сейчас можно любоваться только в книге С. Н. Баландина:
Фотография из книги Баландина С. Н. “Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.”
Вот такой он – исчезнувший Ново-Николаевск. Точнее он такой для меня, каким же он был на самом деле теперь вряд ли кто-то скажет. В следующей части речь пойдет об отдельных зданиях, подвергшихся сносу, прежде всего, о деревянном зодчестве.
Источник: Живой Журнал.D_POPOVSKIY
Еще баню забыли, по адресу декабристов 92, ее стены оставили и надстроили сверху 2 этажа, теперь офисное здание.