Комплекс зданий военного городка в Ново-Николаевске (Новосибирске). Комплекс из 37 капитальных построек — казармы, офицерские дома, административные здания, полковая церковь — был построен в 1909–1913 гг. 31 сохранившийся объект признан памятником истории регионального значения (Пост. адм. НСО от 27.07.05 №54). При строительстве использовались типовые проекты, разработанные Военным ведомством и опубликованные в «Военном сборнике» за 1900 г., № 11–12. Основные объекты возводились путем подрядов. В руководившую работами войсковую строительную комиссию, кроме военных чинов входили и гражданские инженеры И. П. Соколов и А. П. Голубов. Сейчас территорию в границах улиц Б. Богаткова, Тополевой, Воинской, Гаранина занимает военный городок № 17. Большинство зданий до сих пор используется по первоначальному назначению. В начале 80-х годов в батальоне связи 85-й дивизии, дислоцирующейся на территории военного городка № 17 начинал службу министр обороны Анатолий Сердюков.
1. Дом жилой для 8 семей старших офицеров: ул. Тополёвая, 1 2. Дом жилой для 12 младших бессемейных офицеров: ул. Тополевая, 2 3. Дом жилой: ул. Тополевая, 3 4. Дом жилой: ул. Тополевая, 5 5. Дом жилой: ул. Тополевая, 6 6. Дом жилой: ул. Тополевая, 10 7. Дом жилой: ул. Тополевая, 12 8. Дом жилой: ул. Тополевая, 14 9. Офицерское собрание: ул. Тополевая, 17 10. Дом жилой: ул. Тополевая, 18 11. Дом жилой: ул. Тополевая, 20 12. Дом жилой для 12 младших бессемейных офицеров: ул. Тополевая, 22 13. Дом жилой для 6 семей старших офицеров: ул. Тополевая, 23 14. Казарма батальонная: инв.№ объекта 15 15. Казарма батальонная: инв.№ объекта 14 |
16. Учебная команда: инв.№ объекта 23 17. Канцелярия и гауптвахта для младших чинов: инв.№ объекта 22 18. Казарма батальонная: инв.№ объекта 26 19. Казарма батальонная: инв.№ объекта 17 20. Пулеметная команда: инв.№ объекта 16 21. Приемный покой: инв.№ объекта 20 22. Здание хозяйственного назначения: инв.№ объекта 30 23. Дом жилой: инв.№ объекта 28 24. Склад: инв.№ объекта 29 25. Дом жилой командира полка: инв.№ объекта 53 26. Дом жилой: инв.№ объекта 52 27. Дом жилой: инв.№ объекта 51 28. Дом жилой: инв.№ объекта 58 29. Казарма батальонная: инв.№ объекта 71 30. Казарма батальонная: инв.№ объекта 70 31. Казарма батальонная: инв.№ объекта 69 |
Военный городок в Ново-Николаевске
Одной из серьезных проблем, стоявшей перед российской армией во второй половине XIX в., являлось размещение воинских частей и обеспечение их казарменными помещениями. На протяжении всего XIX столетия (за исключением гвардейских частей, расположенных в столицах империи и некоторых особых воинских частей) значительная часть русской армии не имела своих казарменных помещений и поэтому размещалась, как правило, по обывательским квартирам, как в городах, так и в сельской местности. Квартирная повинность была одной из наиболее обременительных повинностей податных сословий Российской империи. И хотя солдаты, размещавшиеся, обычно, по несколько человек в домах местных жителей или в помещениях, арендуемых у населения властями, иногда имели больше удобств, чем в казармах, расселение в обывательских квартирах не очень устраивало и местное население, и военное командование.
После перехода российской армии на всесословную воинскую повинность (январь 1874 г.), численность войск увеличивается, и проблема размещения воинских частей становится еще более острой. В 1876 г. по распоряжению правительства был учрежден особый капитал — свыше 30 млн. рублей на скорейшее устройство казарменных помещений для воинских частей. При этом строительство казарм велось главным образом в военных округах европейской части России.
Сокращение сроков службы нижних чинов русской армии и флота заставляло военное командование сокращать сроки обучения молодых солдат. Но в ситуации, когда воинские команды находились в разных, подчас удаленных друг от друга, жилых помещениях, организовать систематические занятия было значительно труднее, чем в воинских частях расположенных компактно — в казармах. Как отмечали в своих донесениях военные власти, во многих сибирских городах найти свободные пустующие помещения, к тому же пригодные для размещения воинских частей, было достаточно сложно. По свидетельству документов, нередко между командованием военного округа и командирами воинских подразделений, с одной стороны, и местными гражданскими властями, с другой, возникали конфликты на почве отсутствия удобных помещений для расположения воинских команд и частей.
Сложнее было решить эту проблему для кавалерийских, артиллерийских, а также инженерных частей, так как помимо жилых казарменных помещений требовались конюшни, склады, пакгаузы и многие другие сооружения для размещения их снаряжения и вооружения.
После окончания Русско-японской войны (1904-1905 гг.) вернувшиеся из Манчжурии воинские части были переведены в Сибирский военный округ (с 1906 г. — Омский военный округ), так как, по мнению военного командования, по-прежнему сохранялась реальная угроза нового вооруженного конфликта на восточных границах России. Штаты некоторых воинских частей были доведены до соответствия мирному времени, то есть их численность была заметно сокращена. Кроме того, как свидетельствуют документы, ряд воинских частей был оставлен в штатах, соответствующих военному времени, хотя об этом официально не сообщалось. К тому же, после Русско-японской войны в Сибири было заметно увеличено количество новобранцев из местного населения, а также размещены воинские части, переведенные из европейской части страны в военные округа азиатской части Российской империи — Омский, Иркутский, Приамурский. Все эти мероприятия существенно повлияли на численность войск, находящихся в пределах Омского военного округа и обострили вопрос о строительстве новых казарменных помещений. Численность войск Омского военного округа в 1906 г. составляла: офицеров — 834, нижних чинов — 18490 человек. В 1907 г. царем Николаем II была утверждена новая дислокация войск Омского военного округа.
События Первой русской революции 1905-1907 гг., когда воинские части, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, проявили определенные колебания, а в некоторых городах региона даже поддержали революционное движение рабочих, крестьян и служащих (Иркутск, Красноярск, Чита, Владивосток), также заставили военное командование отказаться от размещения солдат среди местного населения.
Город Новониколаевск (Новосибирск) Томской губернии в силу выгодного географического положения являлся крупным транспортным, перевалочным, торгово-промышленным узлом не только гражданского, но и военно-стратегического значения. Для постройки в г. Новониколаевске казарм, предназначенных 5-му Иркутскому, 6-му Енисейскому резервным пехотным полкам и 2-му Сибирскому артиллерийскому дивизиону с парком, была образована войсковая строительная комиссия (приказ по военному ведомству № 13, 1887 г.). Сооружение Военного городка в Новониколаевске являлось лишь частью весьма обширного военного строительства, которое развернулось накануне Первой мировой войны на территории Сибири и Дальнего Востока.
Новониколаевская городская дума принимала активное участие в решении вопроса о сооружении воинских казарм в городе. В начале 1908 г. бывший первый староста поселка Новониколаевского И. Г. Титлянов, входивший в эти годы в состав городских уполномоченных, был избран в качестве представителя города в состав хозяйственно-строительной комиссии по возведению военных казарм, но весной 1909 г., из-за продолжительной болезни, его пришлось заменить в этой комиссии другим гласным. Новониколаевское городское Общественное управление изъявило согласие на уступку военному ведомству для строительства земельного участка за р. Каменкой площадью 30 десятин при условии, чтобы взамен этого участка городу был отведен другой подходящий участок из земель ведомства Кабинета Его Императорского Величества.
Возведение военных казарм в Новониколаевске, на которое было ассигновано 5 млн. рублей, началось летом 1910 г. При строительстве использовались типовые проекты, разработанные Военным ведомством и опубликованные в «Военном сборнике» за 1900 г., № 11-12. Основные объекты возводились путем подрядов. Газета «Обская жизнь» в июне 1910 г. писала, что на строительстве задействовано большое количество рабочих, и продолжительность рабочего дня весьма значительна: рабочий день начинается в 5-6 часов утра и заканчивается поздно вечером. Нанятых по контракту рабочих доставляли из европейской части России, жалованье за работу было установлено в «18 рублей в месяц, при готовых харчах и квартире». Интенсивное строительство позволило завершить сооружение Военного городка за короткий срок — всего за несколько лет.
В руководившую работами войсковую строительную комиссию, кроме военных чинов входили и гражданские инженеры И. П. Соколов и А. П. Голубов. Возведение комплекса из 37 каменных зданий (жилые дома, казармы, церковь, склады, госпиталь и др.) завершилось за год до начала Первой мировой войны — летом 1913 г. Так в восточной части города Новониколаевска выросли кирпичные казармы самого большого в Томской губернии военного городка, рассчитанного более чем на 3000 человек. На его территории первоначально разместился 41-й Сибирский стрелковый полк, 2-я Сибирская артиллерийская бригада и 1-й Сибирский артиллерийский дивизион.
Благодаря строительству Военного городка в Новониколаевске появился еще один каменный православный храм. 7 апреля 1907 г. начальник штаба Омского военного округа генерал-лейтенант Тихменев писал начальнику Алтайского горного округа: «Главным штабом в 1906 году были ассигнованы средства для постройки военной церкви в Семипалатинске. Но так как после войны дислокация войск изменилась, и 11-й Семипалатинский полк, религиозные нужды которого главным образом имелись в виду при постройке церкви в Семипалатинске, ныне расположен в Омске, где имеется военный собор, то командующим войсками округа решено было вместо г. Семипалатинска военную церковь на упомянутые средства построить в Новониколаевске для войск, составляющих гарнизон этого города…».
Храм строился в соответствии с выработанным особой комиссией при Генеральном штабе типом военных церквей: каменным, с деревянными перекрытиями и с каменной колокольней; в плане имел форму вытянутого четырехугольника.
Приказом командующего войсками Омского военного округа от 9 января 1913 г. создается комиссия для приемки здания военной церкви, находящейся на территории Военного городка. Было отмечено, что церковной утварью храм был обеспечен «весьма достаточно, по штату при нем полагались священник и церковник». Но комиссия храм не приняла из-за обнаруженных строительных недостатков.
Недостатки были устранены, и в рапорте в Томскую Духовную Консисторию от 21 декабря 1913 г. благочинный железнодорожных церквей священник о. Григорий Диатроптов сообщил, что в ноябре 1913 г. храм был освящен протоиереем военного собора г. Омска о. Туторским. Храм был рассчитан на 600 человек — для кавалерийских и казачьих полков или для двух батальонных, пехотных и стрелковых, полков и артиллерийской бригады. Содержание здания в исправности возлагалось на 41-й Сибирский стрелковый полк, которому отпускались необходимые для этой цели ремонтные средства. Старостою при церкви состоял купец 1-й гильдии Туркин, ктитором — подполковник А. А. Богословский, священником — Н. К. Звездин.
Быстрый рост численности воинских частей в Новониколаевске в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) значительно превосходил возможности Военного городка, поэтому некоторые воинские части и военные учреждения размещались за его пределами в арендуемых у города и населения помещениях. Однако в связи с отсутствием финансирования, возведение новых корпусов в военном городке было отложено на неопределенное время. Строительные работы не возобновлялись вплоть до конца 1930-х годов.
В начале 1918 г. в Новониколаевске был сформирован интернациональный отряд из военнопленных германской и австро-венгерской армий, в который входили только добровольцы. Он размещался на территории Военного городка, где была организована дополнительная воинская подготовка добровольцев. Весной того же года этот отряд, под командованием члена Новониколаевского Совета Ботко И. П., был отправлен на Забайкальский фронт для борьбы с атаманом Гр. Семеновым.
В годы Гражданской войны (1918-1922 гг.) и в период диктатуры Колчака в Военном городке размещались воинские части не только колчаковской армии, но и польские легионеры, а также солдаты чехословацкого корпуса. По воспоминаниям жителей Новосибирска, в одном из зданий военного городка в течение нескольких месяцев содержались арестованные. Среди них были мадьяры — бойцы интернационального батальона имени Карла Маркса, и задержанные в дни выступления белочехов и белогвардейцев работники советского и партийного аппарата города. В их числе был председатель Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов В. Р. Романов. Общее количество заключенных, которые содержались на территории Военного городка, составляло несколько сотен человек.
В 1921 г. в Новониколаевск из Омска был переведен высший орган управления регионом — Сибирский революционный комитет. Острая нехватка помещений заставила руководство Сибревкома временно разместить некоторые учреждения в Военном городке, поэтому до осени 1921 г. там находился Сибпродком.
В период с 1938 по 1941 г. в связи с увеличением численности войск, размещенных в Новосибирске, на территории городка было построено большое количество зданий казарменного типа и, как следствие, параллельно шло строительство домов офицерского состава. В послевоенный период был проведен ряд реконструкционных мероприятий по увеличению площади существующих зданий методом надстройки, а также пристройки добавочных объемов. Кроме того, возводились дополнительные объекты для размещения воинских частей, строились новые жилые дома для командного состава, расширялась инфраструктура. Работы проводились в непосредственной близости от дореволюционной застройки. Часть этих сооружений (церковь, склады, конюшни и т. д.) была утрачена или значительно перестроена.
Храм в военном городке был закрыт в начале 1920-х годов. До конца 1980-х гг. в здании располагались армейские учреждения культуры, кроме того, оно использовалось под хозяйственные нужды. Приблизительно в 1989 г. здание было разрушено.
В настоящее время сооружения Военного городка 1910—1913 гг. постройки находятся в Октябрьском районе г. Новосибирска, на территории, ограниченной улицами Тополевая, Военная, Воинская и Бориса Богаткова, где размещаются различные воинские части и прилегающая к ним жилая зона. Большая часть используется по первоначальному назначению до сих пор. Двух-, трехэтажные здания на ул. Тополевая, возводившиеся как квартиры для офицеров, являются жилыми домами; казарменные помещения по-прежнему служат для размещения солдат срочной службы или приспособлены для общежитий; ряд объектов используется как административные помещения.
В. И. Баяндин
Источники и литература
1. ГААК.Ф.4,оп. 1, д. 2723.
2. ГАНО. Ф. 5, оп. 6, д. 348.
3. ГАТО. Ф. 170, оп. 7, д. 270, л. 17.
4. РГВИА. Ф. 1452, оп. 1, д. 12.
5. РГВИА. Ф. 400, оп. 3, д. 1442.
6. РГВИА. Ф. 400, оп. 3, д. 1465.
7. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. Новосибирск, 1978.
8. Баяндин В. И., Мамонтова Е. А., Пащенко Л. С., Стрелков Ю. А., Щеглов И. В., Юмина А. Н. Новониколаевск—Новосибирск. От поселкового старосты до мэра. Новосибирск, 2003.
9. Бочанова Г. А. Строительство военное в Новониколаевске в конце XIX — начале XX в. // Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.
10. Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А., ЦепляевЛ. Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск, 1978.
11. Новониколаевск—Новосибирск. События. Люди. Новосибирск, 1993.
12. «Обская жизнь». Июнь 1910.
13. Отчет о деятельности Сибревкома (Сибирского областного экономического Совета) Совету Труда и Обороны с 1 июля по 1 октября 1921 г. Новониколаевск, 1921.
14. Фабрика Ю. А. Военный городок («Красные казармы») // Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.
15. Фабрика Ю. А. Военный храм // Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.
16. Цыплаков И. Ф. Корона сибирской столицы. Хроника исторического центра г. Новосибирска. Новосибирск, 2003.
Чтобы увидеть, какие проблемы есть по военному городку достаточно познакомиться со статьей на НГС:
15 июля 2019, 08:00
Припять за Каменкой: фоторепортаж из военного городка-призрака в Новосибирске
Здесь больше 100 лет жили солдаты и офицеры — теперь вековые здания покинуты и медленно рушатся
https://ngs.ru/text/gorod/2019/07/15/66157075/
По военному городку есть сдвиги:
https://сибнаследие.рф/2021/04/07/voennomu-gorodku-novuju-zhizn/
На территории военного городка в Октябрьском районе Новосибирска планируется создать военно-исторический музейный комплекс «Парк «Патриот».
Информация по военному городку:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA)
Еще баню забыли, по адресу декабристов 92, ее стены оставили и надстроили сверху 2 этажа, теперь офисное здание.